Пятница, 22.11.2024, 12:03

ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Индоевропейцы [3]
Владимир [98]
Суздаль [54]
Муром [29]
Православные святые [23]
Москва [15]
Русколания [9]
Лемурия [9]
Атлантида [4]
Музеи [19]
Юрьев-Польский [9]
Переславль-Залесский [18]
Покров [3]
Иваново [10]
Лакинск [0]
Александров [11]
Вязники [6]
Мещера [15]
Киржач [2]
Петушки [0]
Кольчугино [0]
Гороховец [0]
Судогда [4]
Ковров [6]
Кольчугино [0]
Шуя [0]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » История » Суздаль

Архиерейские палаты

Архиерейские палаты

Архиерейские палаты - памятник древнерусской архитектуры XV - XVII вв.
Архиерейские палаты:
- Крестовая Палата для торжественных приёмов;
- Жилые покои;
- Домовые церкви;
- Хозяйственные помещения.



Вблизи Рождественского собора в XV в. появились первые кирпичные палаты суздальского духовного владыки - Архиерейские палаты, которые теперь представляют сложный комплекс построек, образовавшийся на протяжении XV-XVIII вв.


В своё царствование Иван Грозный часто посещал Суздаль, особенно его Покровский монастырь и архиерейский дом, в котором к его приезду Суздальский епископ Афанасий в 1559 г. соорудил церковь Благовещения с каменной трапезной палатой.
Первое и достоверное указание на строительство каменного здания на архиерейском дворе в Суздале находим во Вкладной книге Суздальского собора, в которой записано: «Лета 7067 (1559 г.) владыка Афанасий поставил на дворе теплую каменную церковь во имя Благовещения с такою же палатой…» Здание этой церкви в XVII в. было перестроено и в таком виде дошло до нас.


Благовещенская трапезная церковь

Однако автор «Исторического собрания о богоспасаемом граде Суждале» Ананий Федоров отмечает еще вторую церковь, построенную там же, на архиерейском дворе, в 1578 г. По этому поводу он сообщает следующее: «Да в доме его преосвященства церковь каменная теплая, строение преосвященного Варлаама, епископа Суздальского и Тарусского, который бысть в лето 7086». Церковь была освящена во имя Введения во храм.


Эта церковь с незначительными переменами и надстройками сохранялась до 1951 г. С восточной стороны в XVII в. к зданию пристроена палата, соединившая Варлаамовскую церковь с архиерейскими палатами.

В «Писцовой книге города Суздаля 1628 - 1630 гг.» на дворе архиепископа упоминаются уже две церкви: Всехсвятская с приделом «деревяна клецки» да новосооруженная Успенская. Построенные ранее церкви XVI в. Благовещенская и Введенская почему-то в описи не отмечены. По всей вероятности, здания церквей пострадали в период польского нашествия и при составлении описи не были в числе действующих.
Следует отнести к древним постройкам на архиерейском дворе еще здание первого этажа угольного корпуса палат. Это одно из ранних зданий палат, скрытое под застройками XVII в. Стены этой палаты сложены из необычно крупного кирпича. Из показания суздальского попа Никиты Пустосвята в 1662 г. видно, что это здание действительно древнее и что в нижнем этаже его большое помещение занималось погребом, а вверху размещалась «казенная палата», где хранились ценности и «разная рухлядь» архиерейского дома. Предполагается, что корпус был построен в кон. XV в.
Суздальский архиерейский дом на протяжении всего XVII в. был одним из крупных феодалов-крепостников.
В подвластных ему вотчинах в числе огромной рати крепостных крестьян имелись строители: каменщики, кирпичники, плотники. Архиерею принадлежали кирпичные сараи, в которых изготовлялся кирпич для нужд архиерейского дома. Бесплатная рабочая сила использовалась преимущественно на строительстве палат, церквей, хозяйственных построек.
В момент наивысшего хозяйственно-экономического расцвета, которого архиерейский дом достигает в третьей четв. XVII в., наступает период грандиозного строительства как в самом Суздале, так и в его епархии. Строительство это связывается с правлением первого митрополита Суздальского - Иллариона, друга, свата, кума и ближайшего советника царя Федора Алексеевича.
За это время в Суздальской епархии было построено более 70 церквей.
К кон. XVII в. на архиерейском дворе уже стояли Благовещенская, Иоанно-Богословская и Введенская церкви. Кроме того, были деревянные храмы: Всехсвятская и Успенская церкви с приделами.
В это время количество построек на архиерейском дворе значительно увеличивается, строится огромная каменная крестовая палата в два этажа, третий этаж был деревянный - там находились «покои» владыки. Второй этаж перекрывается одним гигантским сводом «без столпов». Богословская церковь обращается в парадный вестибюль, длинные лестницы которого заканчиваются проездным крыльцом, завершенным шатром из зеленой черепицы и поставленным против западных дверей древнего собора по одной с ним продольной оси.


Домовая церковь под колокольней

Переход к колокольне на экспозицию «Иорданская сень»

На древнем угольном корпусе устраиваются два этажа – «верхние и нижние покои». Нижние покои - второй этаж - соединяются переходами с домовой церковью под колокольней. К восточной стороне колокольни пристраиваются алтарные полукружья, в северной - крыльцо, завершенное арками на высоких столбах, оформленных «ширинками» с зелеными изразцами. Палаты были покрыты тесовой кровлей, «колпаками». Высокие окна с арочным завершением оформлялись наличниками разной формы, в середине которых находились «стекла в буковых вставках».
Создается правильная, продуманная, архитектурная композиция, объединяющая в красивый ансамбль разновременные здания XIII, XVI и XVII вв.
На архиерейском дворе строятся хозяйственные постройки: кладовые, погреба, баня, денники, каретные сараи, конюшни. Хозяйственные постройки располагались по периметру земельного участка, принадлежавшего дому, представляя собой как бы стену, ограждающую извечное владение суздальских иерархов. Таким образом, огромный массив митрополичьего дома оказывался в центре кремля, представляя из себя типичный образец феодального замка-крепости.
Строительство на архиерейском дворе длилось 17 лет. Начатое в 1683 г., оно было прекращено в 1700 г., в связи с Петровскими реформами и, главным образом, с учреждением Монастырского приказа, который не только поставил под контроль всю хозяйственную деятельность архиерейского дома, но и изъял от него добрую половину крепостных вотчин и лучших угодий. Кроме того, начавшаяся война против Швеции потребовала немало денежных средств, а также людей.
Из Переписной книги архиерейского дома 1701 года видно, что имевшаяся в распоряжении митрополита рабочая сила: каменщики, кирпичники, плотники и кузнецы, были в то время мобилизованы и отправлены на государственные работы в Таганрог и Воронеж.
На протяжении XVIII в. архиерейские палаты неоднократно подвергались пожарам. Как видно из описания, сделанного Ананием Федоровым, пожар, случившийся в 1719 г., так глубоко проник в здание палат, что уничтожил архив архиерейского дома. Жилая часть палат пострадала настолько, что в ней нельзя было проживать.
Правящий в то время суздальский епископ Варлаам вынужден был переехать из Суздаля в свое вотчинное село Красное.
Наиболее сохранившимися оказались Крестовая палата и казематы. 20 октября 1722 г. в Крестовой палате был подвергнут экзекуции соборный поп Иван, а в казематах томились скованные в «большие цепи» служащие по судным делам. Кроме Крестовой палаты в архиерейском доме сохранилась еще и Благовещенская церковь (под колокольней), которая только и была пригодной для богослужения.
В 1728 г. в Суздале начинается ремонт церквей и устройство «конторы церковных дел» при архиерейских палатах. При Суздальском архиерейском доме проживает монашествующая братия, в числе каторых довольно искусные иконописцы. В то время действуют уже две церкви: Успенская и Всехсвятская. Все же на протяжении последующих десятилетий суздальские архиереи продолжают ходатайствовать перед Синодом об увеличении денежных расходов на восстановление обветшалых палат в Суздале.
Большие ремонтные и строительные работы, начатые в 1750 г., в первую очередь коснулись архиерейского дома. Введенская церковь, построенная в 1578 г., до этого времени, по-видимому, стояла без капитального ремонта. В 1750 г., как отмечает Ананий Федоров, «тоя церковь возобновися и весьма изрядно украсися», и переименована из Введенской в Казанскую.

Экспозиция – «Крестовая Палата»

Огромные размеры Крестовой палаты тем более поразительны, что её громадный зал площадью более 300 кв. м. не имеет ни одного столба. Вдоль стен стоят дубовые скамьи, крытые, как и подоконники, алым сукном.
Интерьер дополняют иконы и портреты «духовных и царских персон». Из царских персон это портреты XVIII в. Алексея Михайловича, Петра Алексеевича и Фёдора Алексеевича, духовником которого был митрополит Иларион. Его торжественный парадный портрет, написанный в XVIII в., ещё близок по стилю к парсуне. Согласно описи XVIII в. в Крестовой палате висели ландкарты - живописные географические карты, необходимые митрополиту во время визитов духовенства. Находящиеся в палате экспонаты являются копиями с карт, созданных в 1709 г. Василием Куприяновым в гражданской типографии Москвы.


Почти в центре палаты, на возвышении, находится кресло архиерея, стол и стулья XVIII в., на столе - необходимые для работы вещи: чернильницы, перья, песочница, ларцы-«теремки», ларец для печати, бумага, книги.



Для хранения книг, церковной утвари, риз был поставлен шкаф»ризница» (XVIII в.), а также сундук, украшенный вязью.



Изразцовые печи. XVIII в.

Палата первоначально имела калориферное отопление, заменённое в сер. XVIII в. печным, когда появляется «редкой красоты печь израсчатая», «на галанский манер». Подобные печи, украшенные «голландскими» изразцами, появились в России при Петре I.

В нач. XVIII в., когда в домах большинства горожан были русские (духовые) печи, топившиеся по-чёрному, в жилых покоях суздальских архиереев появились нарядные изразцовые печи с дымоходами. Такие массивные кирпичные печи именовались «голландскими». Они хорошо обеспечивали и отопление, и вентиляцию помещений и оказались наиболее целесообразными для холодного климата. К сер. XVIII в. такие печи стали общеупотребительными в зажиточных русских домах.
Топку таких печей иногда устраивали сквозь стену (как и в данном случае), что давало возможность топить печь из другой комнаты, не входя в отапливаемое помещение, не марая его углём и не мусоря дровами.
Для большего разогрева в печи были устроены обороты, по которым проходили продукты горения. Газы отводились в дымовую трубу по специальному каналу. Канал, сообщающий печь с трубой, был снабжён приспособлениями для регулирования и совершенного прекращения тяги.

Такая конструкция уменьшала опасность попадания искр на деревянные кровли и возникновения пожаров. Но при неблагоприятном стечении обстоятельств (плохие дрова, засорение дымохода, жаркая погода, неумелый истопник) искры попадали на кровлю, и вспыхивал пожар – настоящее бедствие всех деревянных и кирпичных с деревянными кровлями строений.
«Сего тысяща семьсотъ шездесят девятаго года августа третняго надесять (тринадцатого) дня в полуденое время в городе Суздоле имелъ быть откупецких дворов пожаръ откоторого Ризоположенкой дечь (девичий) мстрь (монастырь) погорел весь безостатку».
Запись о пожаре в Суздале. 13 августа 1769 г.


Кресало (огниво). XVIII в.
Стальное изделие, служившее для добывания огня до изобретения спичек. При ударе кресалом о кремень высекали пучок искр, воспламенявших сухой прут или ветошь.

Светец. XVIII в.

Фонари. XVIII в.

В этом торжественном зале царствуют объём и пространство. Размеры палаты соответствовали её назначению. Крестовая палата - парадное приёмное помещение, где зачитывались царские указы, проходило хиротонисание (поставление епископов и священников), рассматривались челобитные, после обедни принимались люди, пришедшие за благословением, духовные лица по случаю храмовых праздников, а также по случаю торжественных церемоний. В праздничные дни накрывали столы для почётных гостей, подавали меды, церковное и рейнское вино.
Восстановленная реставраторами и музейными работниками Крестовая палата является одним из впечатляющих объектов. Уходя, окинем ещё раз взором Крестовую палату, и пусть она вам запомнится как частица России, частица труда и таланта людей прошлого и современников.

***

Устроенная при митрополите Илларионе большая Крестовая палата разделяется каменными стенами на три помещения. На архиерейском дворе строится каменное одноэтажное здание «семинарии». В него в 1755 г. были переведены учащиеся из Спасского монастыря. Возобновлена каменная ограда и проведены другие работы.
Однако восстановить былое величие архиерейского замка не удалось. Полученные денежные средства шли больше на перестройку и искажение прежнего вида здания и его внутренней планировки.
В 1788 г. Владимирская епархия была присоединена к Суздальской. В связи с этим принявший правление Суздальско-Владимирской епархией епископ Виктор составил «Опись Суздальского архиерейского дома», которая впервые перед нами раскрывает длинный перечень хозяйственного инвентаря и вводит в интерьер палат и келий Суздальского архиерейского дома.
Из этой описи мы узнаем названия некоторых помещений. Главным помещением отмечена «Крестовая палата», на стенах которой развешены образа, портреты «преосвященных», «ландкарты» и портрет императора. Второй значится «келья прихожая», третья келья называлась «решетчатой», четвертая – «средней», пятая – «спальня», шестая – «наугольная», седьмым значится «зал». В третьем этаже размещались «келейничьи», «наугольная и передняя». Во всех кельях на стенах висели портреты царей и цариц, картины нравоучительного характера.
На архиерейском дворе, в сараях еще находились «кареты и конюшенный прибор», от прежних времен. Вновь начинаются заботы и хлопоты о строительстве, ремонте и восстановлении обветшалого архиерейского дома, главным образом деревянной кровли.
Ведутся и внутренние работы: штукатурятся стены, потолки, устраиваются новые полы и оконные рамы, перекладываются печи и, наконец, дьяконом Евфимием Михайловичем расписываются покои. Ремонтируются находящиеся на архиерейском дворе хозяйственные постройки. К этому периоду можно отнести соединение здания палат с Крестовой Казанской церковью, построенной в 1578 г.
Денежные средства уходили и на выдачу жалования «находящимся при Суздальском архиерейском доме разным чинам», среди которых, кроме шестнадцати человек духовных лиц, значатся: «певчие первой станицы», 8 человек, «второй станицы» и третьей - также по восемь человек, псаломщики, пономари, звонари, секретарь и регистраторы консистории, канцеляристы, подканцеляристы, сторожа, приставы и, наконец, основная рабочая сила - каменщики, плотники и другие служители - 44 человека, а всего 114 человек. Всем им выплачивалось жалования ежегодно 3945 рублей 69 коп.
Эта цветущая пора восстановительного периода в истории палат продлилась всего десять лет. С учреждением. Владимирской губернии Суздальская епархия стала в подчинение Владимирской, а местопребыванием архиереев сделался Рождественский монастырь во Владимире. Это приводит вновь к запустению здания, приспособленного потом под бурсу и духовное училище, что вызвало огромные перестройки и искажения в архитектуре.
В 1803 г. «остающиеся праздные помещения» были отданы для размещения светских присутственных мест. Вновь начинается перестройка и приспособление внутреннего помещения палат. В 1810 г. для производства ремонтных работ вторично отпускается 2140 рублей, на которые были устроены в доме жилые комнаты, с кухнею и кладовою для бурсаков. Работы закончились в 1816 г.
Однако отремонтированы были только жилые корпуса. Все хозяйственные постройки, представлявшие собой как бы ограду домового земельного участка и хозяйства, при училище делаются ненужными. Ремонтные работы их не касаются. Пришедшие в упадок в нач. XIX в. хозяйственные сооружения разбираются совсем. С переводом семинарских классов в помещение палат, так же делаются ненужными и оставляются без ремонта здания семинарии и певческой, затем они разбираются на кирпич.
Так, с утратой своего первоначального основного назначения, архитектурный комплекс архиерейского дома приходит в окончательный упадок.
Во второй пол. XIX в., за неимением средств на содержание и использование полностью помещения дома под духовное училище, архиерейское домоуправление начинает сдавать в арендное пользование оставшиеся помещения. Помещение первого этажа западной части сдаются под склады суздальскому купечеству. В толстых стенах древнего здания прорубаются новые дверные и оконные проемы, древние заделываются или растесываются в более широкие. На окнах нижнего этажа устраиваются новые наличники.
Северная часть палат, в которой размещался древний вестибюль и сени и которая до 70-х гг. занималась Духовным правлением и Архивными делами, полностью отходит в распоряжение соборного духовенства и приспосабливается под его квартиры. В 1872 г. проводится ремонт кровли парадного крыльца, а в 1873 г. в северном корпусе уже видим квартиры, в которых проживает соборный протопоп и псаломщик.
В 1874 г. приступили к большому ремонту, чтобы разместить Крестовую палату под духовное училище. Огромное зало, разделенное на три покоя, теперь перестраивается на четыре класса, с коридором посередине. Гигантских размеров бесстолпный свод, перекрывавший помещение, разбирается на кирпич. Нижняя палата обращается в сарай. Старые сени, расположенные в юго-западном углу больших ворот, оборудуются под жилое помещение для сторожа духовного училища. Одновременно происходят работы и в северном корпусе, где расширяются помещения квартир. Красивые окна древних сеней с высоким полуциркульным верхом обращаются в прямоугольные. Наличники стесываются. В стенах третьего этажа прорубаются новые окна. В парадных сенях разрушается древний высокий свод, перекрытие делается плоское - потолком. Древний Илларионовский вестибюль приспосабливается под жилые помещения. Портальная арка вестибюля закладывается, в западной стене прорубаются дверные проемы. Восьмигранное окно, освещавшее вестибюль, закладывается и вместо него прорубаются два новых окна. После ликвидации старого входа в помещения квартир с северной стороны пристраивается каменная клеть, в которой устраиваются лестницы на второй и третий этажи.
В 1883 г. приспосабливаются под общежитие учащихся духовного училища угловой и западный корпусы. К этому времени относится восстановление пришедшей в окончательный упадок Крестовой Казанской церкви, которая после ее восстановления стала носить название Кирилло-Мефодиевской.
Для того, чтобы помещения палат сделать светлыми, все окна, сохранявшие до этого времени старые наличники и полуциркульную форму верха проема, были растесаны в прямоугольные, а боковые полуколонки наличников стесаны.
Исследование архиерейских палат длилось более 20 лет и в основном закончилось только в 1968 г. Довольно большие и сложные работы проведены по северному корпусу, где на втором этаже была восстановлена лестничная клеть с площадками и лестницами, обширные сени, вновь перекрытые сводом, и смежные помещения приказной палаты и ризницы. В третьем этаже восстановлен большой зал, занимавший весь северо-западный угол. Первый этаж остался почти без изменений, кроме того, что восстановили старые оконные проемы и заложили многочисленные новые окна.
До 1968 г. постепенно проводились работы по остальным корпусам. Восстановлена трапезная церковь, все фасадные окна с наличниками, внутренние помещения с большой Крестовой палатой.
Весь архитектурный комплекс Архиерейских палат был отреставрирован в 1950-1960-е гг. по проекту А.Д. Варганова.


Рождественский собор.


Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Экспозиции суздальского Кремля:
- Экспозиция История Суздальской земли;
- Детский музейный центр «Суздаль 100 лет назад»;
- Древнерусская живопись (Благовещенская церковь);
- Иорданская сень;
- Крестовая палата;
- Сокровища Рождественского собора.
Категория: Суздаль | Добавил: Jupiter (13.03.2013)
Просмотров: 5137 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ИСТОРИЯ


Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2024