Для того чтобы владимирские памятники народной архитектуры обрели вторую жизнь в Музее деревянного зодчества в Суздале, была выполнена большая работа. Со второй пол. 1950-х гг. архитекторами, реставраторами, музейными сотрудниками проводились экспедиции по выявлению и описанию наиболее характерных памятников деревянного зодчества. Проект создания Музея деревянного зодчества и крестьянского быта возник в 1960-х гг. Автором его стал В.М.Анисимов, сотрудник реставрационной мастерской. Музей решили разместить на берегу Каменки на окраине Суздаля, на месте несохранившегося Димитриевского монастыря, одного из самых ранних в Суздале - XI в. До революции здесь стояла пара церквей - Димитриевская (1773 г.) с колокольней 1812 г. и «теплый» Георгиевский храм (1751 г.).
Церковь Димитрия Солунского
В 1968 г. исполком областного Совета народных депутатов принимает решение о создании в Суздале Музея деревянного зодчества Владимирской области, после чего процесс выявления таких памятников значительно активизировался. Многие объекты решением областного исполуома ставились на учёт и охрану как памятники деревянного народного зодчества. Было обследовано более 60 населённых пунктов Владимирской области. Выявлены 38 построек, из которых 11 рекомендованы к перевозке в музей, остальные – к сохранению на месте. Каждая постройка,планируемая к перемещению, была на месте подробно изучена, описана, сфотографирована. Проходило довольно длительное время от выявления памятника до его перевозки, реставрации и установки в Суздале, например, от выявления Преображенской церкви в селе Козлятьево Кольчугинского района до окончания её восстановления и реставрации в Суздале прошло 10 лет. Автором генерального плана Музея деревянного зодчества в Суздале и проектов реставрации многих памятников музея стал архитектор Владимирской реставрационной мастерской Валерий Михайлович Анисимов. Общее научное руководство осуществлял главный архитектор Владимирской реставрационной мастерской Игорь Александрович Столетов. Разборку и восстановление большинства объектов музея выполнили под руководством прораба Михаила Михайловича Шаронова плотники Суздальского участка мастерской – Юрий Семёнович Кисляков, Владимир Алесеевич Кокин, Герман Григорьевич Ветошкин, Александр Васильевич Андрианов, Анатолий Николаевич Назаров. За большой вклад в реставрацию суздальских памятников М.М. Шаронов в 2006 г. удостоен звания почётного гражданина Суздальского района. Процесс перевозки, восстановления и реставрации в музее владимирских памятников деревянного зодчества в основном происходил в 70-х гг. ХХ в. Из разных сел Суздальского района сюда свезли уцелевшие деревянные строения: церкви, жилые избы, хозяйственные постройки. Пустовавшее место на высоком берегу Каменки снова заполнилось творениями человеческих рук.
Это своеобразная деревня, в которой сконцентрировано всё, что дошло до нас из XVIII-XIX вв., не сгорело при пожарах, не было разобрано на дрова или разломано в трудные годы. Улицы деревни составляют привезенные из деревень дома и постройки, а доминируют над всем высокие купола деревянных церквей и крылья ветряных мельниц. В настоящее время на территории музея (4.2 га) расположено 18 памятников народной архитектуры, включающих церковные, жилые и хозяйственные постройки из 13 населенных пунктов Владимирской области.
Музей деревянного зодчества даёт представление не только о сельской архитектуре, но и о быте русских крестьян.
Касса музея
Часовня из деревни Бедрино
Часовня из деревни Бедрино Судогодского района Владимирской области. XIX в. Образец культовых построек типа ротонды.
Часовня из деревни Бедрино
Воскресенская церковь с колокольней
Воскресенская церковь с колокольней - памятник архитектуры XVIII в., образец традиционной для Владимирской губернии церковной деревянной архитектуры, представляет собой трёхчастную клетскую постройку «корабельного» типа (все составные части расположены по одной оси, вид сбоку напоминает очертания корабля), или, иными словами, по трехчастно-осевой композиции: к основной части примыкает трапезная, а к трапезной с запада прирублена шатровая колокольня с крыльцом. Такие храмы были весьма распространены во Владимирской губернии – «восьмерик на четверике», крытый дощатой кровлей, увенчанный небольшой главкой. Колокольню завершает довольно широкий тесовый шатёр с полицей и маленькой главкой, так же, как и остальные, крытой лемехом.
Церковь, возведённая «усердием прихожан» в 1776 г., до перемещения в музей являлась кладбищенским храмом села Патакино Камешковского района (бывший Владимирский уезд) и была приписана к Троицкой каменной церкви того же села. В кон. XIX в. Воскресенская церковь была отремонтирована на средства прихожан. До закрытия в 30-х гг. ХХ в. в Воскресенской церкви отпевали покойников и по праздникам проходили службы. Церковь упоминается в «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии», составленном В.Г. Добронравовым в 1893 г.
1967 г. – выявление памятника, обследование, обмеры. 1968 г. – постановка на охрану решением исполкома областного Совета народных депутатов № 1122 от 4 октября, решение о перемещении в музей. 1969-1970 гг. – разборка, перевозка в Суздаль, восстановление и реставрация на территории Музея деревянного зодчества.
1983 г. – очистка подполья, антисептирование и перестилка полов. 2004 г. – капитальная реставрация-переборка с заменой сгнившего материала (работы выполнены ОАО «Суздальреставрация»).
2006 г. – реконструкция интерьера сельского храма. В церкви восстановлен интерьер с характерным для сельского храма небольшим мконостасом. 2008 г. – освящение алтаря церкви.
Деревянные храмы внутри, как правило, отличались лаконичностью и относительной простотой убранства, которое главным образом было сосредоточено на иконостасе, где ряды чудесных икон, играющих яркими красками, кое-где тронутых золотом, удачно сочетаются со строгими иссиня-серыми брёвнами стен.
Дом зажиточного крестьянина из деревни Лог
Дом зажиточного крестьянина из деревни Лог Вязниковского района Владимирской обл. XIX в. Двухэтажный, с резным карнизом городского типа, с крытым двором.
Верхний этаж был жилым, нижний - занимала «ткацкая светёлка», рабочее помещение для наёмных ткачих. Домашнее ткачество было одной из форм рыночного хозяйства в период развития капитализма в России. На первом этаже - ткацкая мастерская. Здесь трудились наёмные работники. В помещении мы видим два ткацких стана, самопрялку, приспособления для перематывания нитей. ИЗБА - жилая часть крестьянского дома. После отмены крепостного права в 1861 г. крестьянское хозяйство теряет свой замкнутый полунатуральный характер, втягивается в сферу действия акпиталистических отношений, что способствует дифференциации крестьянства на бедное, среднее и зажиточное. На бытовую культуру крестьян, особенно зажиточных, начинает активно влиять город. Наряду с тем, что изба сохраняет традиционную планировку и обстановку (встроенные лавки, полати, печь слева от двери), в ней можно видеть целый ряд предметов городской культуры (швейная машина, лампа - «молния», зеркало и др.).
Второй этаж сохраняет традиционную планировку крестьянского жилища XIX в.: изба - сени - клеть. В избе характерная для того времени обстановка: встроенные лавки, полати, печь слева от двери.
Обстановка дома свидетельствует о проникновении отдельных элементов городского быта в крестьянское жилище. Керосиновая лампа, швейная машина «Зингер», стулья, вместо привычного коника поставлена деревянная резная кровать - символ достатка и благополучия.
Сани
Плуг и соха
Второй этаж
Русская печь
Бабий кут
Передний, «красный» угол
Первый этаж. Сени и ткацкая светёлка.
Ткацкая светёлка – промысловая мастерская по изготовлению разных видов тканей ручной работы. Во Владимирской губернии во 2-й пол. XIX в. из местных промыслов самых распространенных был ткацкий. Зажиточные крестьяне устраивали у себя на дому ткацкие светёлки. Часто сырье брали в раздаточных конторах на фабриках, туже же сдавали готовую продукцию, иногда работали из своего сырья, а готовые ткани продавали на местных рынках. Работать в светёлке нанимались крестьянки из бедных семей. Тяжелые условия труда, длинный рабочий день, низкие расценки на готовую продукцию характеризовали работу в светелках. В сенях на сновальной стене перематывали нитки, в бочках красили, применяя в основном естественные красители, в самой светёлке на ручных ткацких станках ткали готовое полотно.
Дом из села Илькино
Дом из села Илькино Меленковского района Владимирской обл. XIX в. Типичное жилище крестьянской семьи среднего достатка. Фасад украшен глухой резьбой. В доме воссоздан интерьер.
Слева от входа - русская печь. Она служила для отопления жилья, приготовления пищи, на печи спали. Перед печью - бабий кут, где хозяйка готовила еду и где хранилась кухонная утварь. Справа от двери находится коник - мужская лавка, где работал хозяин дома: чинил обувь или конскую упряжь, столярничал. По диагонали от печи - передний, «красный» угол, в котором стоит стол, над ним иконы. Вдоль стен - широкие лавки, сидя на которых вечерами женщины пряли лён или занимались рукоделием.
Сени - неотапливаемая часть дома - соединяли избу с клетью, защищали жилое помещение от холода. Сени использовались для хранения громоздких хозяйственных вещей, орудий труда, различной домашней утвари.
Клеть - неотапливаемое помещение полужилого, хозяйственного назначения - служила для хранения имущества и некоторых запасов продуктов, летом использовалась как дополнительное жилое помещение.
Двор - комплекс подсобных хозяйственных построек - расположен параллельно дому. Во дворе хранится хозяйственный инвентарь: борона, соха, телега и другие предметы.
Двор
Сени
Клеть
Изба
ИЗБА - жилая часть крестьянского дома. Характерным для интерьера избы является наличие встроенной мебели, которая рубилась вместе с домом: лавки, полати, полки. Настил над дверью - полати, где спали дети. Лавка справа от двери – «коник», где спал, работал, хранил инструменты хозяин. Вдоль стен - неподвижные лавки, над ними – «полицы». На лавке вдоль правой стены работали женщины. Лавка идущая вдоль фасадной стены - парадная «красная». Подвижной мебели мало: скамья, стол. Главный элемент интерьера - печь: пространство между нею и фасадной стеной - «бабий кут». По диагонали от печи – «красный угол», украшенный иконами. Некоторое количество покупных фабричных изделий (зеркало, самовар) указывает на определённый достаток хозяина.
Ясли
Бабий кут
Передний, «красный» угол
Русская печь
Дом с мезонином
Дом с мезонином
Дом с мезонином из села Тынцы Камешковского района Владимирской обл.(2-я пол. XIX в.). Состоит из двух срубов под одной крышей. Был предназначен для двух семей.
Мезонин - верхний полуэтаж - включает элементы классической архитектуры в сочетании с русской народной резьбой.
Дом с мезонином. Ворота во двор.
Дом с мезонином. Вход с левой стороны.
Дом из села Каменево
Магазин сувениров «Русский лубок»
Дом из села Каменево Камешковского района (XIX в.) - типичный деревенский дом. На лобовой доске, украшенной глухой резьбой, вырезана дата: «1861».
Дом из села Васенино
Дом из села Васенино
Дом из села Васенино Вязниковского района (XIX в.) - типичный образец крестьянского жилища. Фасад украшен традиционной резьбой по дереву.
Русская печь
Бабий кут
Бабий кут
Рукомойник
Передний, «красный» угол
Санки
Коромысло
Крестьянская бытовая керамика. Кон. XIX – нач. ХХ вв.
Дом из села Васенино
Деревянные качели
Колесный колодец
Колёсный колодец из села Кольцово Селивановского района Владимирской обл. Сер. XIX в. Колодцы такого типа назывались «ступальными». Для подъёма воды внутрь колеса, оборудованного ступенями, входил человек и, ступая как по лестнице, раскручивал его. В колодец опускались попеременно две большие бадьи.
Ветряные мельницы
Ветряные мельницы из села Мошок Судогодского района Владимирской обл. XVIII в.
В XVIII – нач. ХХ вв. этот тип мельниц - восьмигранный сруб на четверике - был преобладающим во Владимирской губернии. Верхняя часть конструкции с крыльями поворачивалась к ветру с помощью длинной жерди – «воротила».
Привезённые в Суздаль из села Мошок Судогодского района, ветряки XVIII в. стали настоящим украшением Музея деревянного зодчества.
В мельнице представлены традиционные предметы интерьера: деревянные и металлические меры для зерна и муки, льняное масло в стеклянной бутыли для смазывания механизма, деревянные лопаты и совки, фонарь, грохот и сито, мешки с мукой.
Интерьер создавался в соответствии с тем, как он изображался в художественной литературе, на живописных полотнах. В основу этой научной работы легли воспоминания старожилов, собранные и записанные сотрудниками музея-заповедника.
Макет мельницы в разрезе
Макет мельницы в разрезе выполнен мастером из Суздаля Куликовым В.Е.
Овины - зерносушильни
Овины - зерносушильни из села Никитино Селивановского района Владимирской области (XIX в.).
Овин - двухъярусное сооружение, в нижней части которого находилась печь, а вверху - площадка для снопов.
Амбар-лабаз
Амбар - лабаз из села Мошок Судогодского района Владимирской области (XIX в.). Типичный образец для Владимирского края хозяйственной постройки для хранения зерна и других продуктов.
Мастерская плотника
Почти каждый русский крестьянин умел работать топором, который на протяжении многих столетий оставался главным плотницким инструментом. Кроме топора у плотника были пилы, рубанки, скобели и другие инструменты. Плотники так умели сплачивать (отсюда и плотник) бревна в срубы, что даже лезвие ножа не проходило между ними. Рядовой плотник мог не только срубить дом, но и сделать для него мебель: столы, лавки, посудные полки и т.д. На выставке можно увидеть основные плотницкие инструменты XIX – нач. ХХ вв.
Ключи и замки
Крестьянский хозяйственный инвентарь. Кон. XIX – нач. ХХ вв.
Гуси
Беспородные, домашние гуси широко распространены в средней полосе России (Гусака зовут Гаврюша).
Колодец-ворот
Колодец-ворот (реконструкция) – самый распространённый тип колодца на рубеже XIX-ХХ вв. во Владимирской области.
Телега
Преображенская церковь
Деревянная Преображенская церковь
Преображенская церковь была построена в 1756 году в селе Козлятьево Покровского уезда Владимирской губернии (сейчас Кольчугинский район) на средства местной помещицы Феодосии Никитичны Поливановой, демонстрировал финансовые возможности и вкусы заказчицы. Красивая постройка в три яруса, центр которой состоит из трех восьмериков друг на друге, увенчанных просто и в то же время изящно луковичной главкой, покрытой лемехом. Два боковых придела также завершают похожие, чуть меньшие главки. Пристройки, окружающие церковь, украшены бочарным покрытием, а на легкую галерею, приподнятую над землей и крепящуюся прямо к стене пристройки, ведет простое изящное крыльцо. Учитывая эти особенности церкви, можно предположить, что в её сооружении участвовали северные мастера.
В храме три престола: главный – Преображения Господня, в приделах – святого Николая Чудотворца и преподобного Симеона Столпника. Церковь упоминается в «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии» 1897 г.
1959-1960 гг. – выявление памятника, обследование, обмеры, фотофиксация. 1960 г. – постановка на охрану решением исполкома областного Совета № 754 от 5 октября, принятие ррешения о перемещении в Суздаль в целях сохранности. Зима 1965 г. – разборка, перевозка в Суздаль. 1965-1969 гг. – восстановление и реставрация в Суздале на месте утраченной в 1930-х гг. каменной Дмитриевской церкви. 1988 г. – вторая реставрация, проведение химзащитных мероприятий. 2004-2005 гг. – третья реставрация, укрепление несущих конструкций, установка внутри деревянного опорного каркаса (исполнитель работ ОАО «Ресма», г. Москва). 21 июля 2011 г. – пожар от двойного попадания молнии в крест, утрата центральной главки, верхнего восьмерика и части кровель. Июль-декабрь 2011 г. – восстановление и реставрация после пожара.
Баня черная из с. Новоалександрово Суздальского района 2-ой пол. XIX в. Баня отапливалась небольшой печью без трубы, дым выходил через отверстие над дверью. Такие бани назывались "черными" - наиболее распространенный тип деревенской баня во Владимирской губернии. Перевезена и установлена в 1972 г.
Сельхозяйственные культуры и травы
Сельхозяйственные культуры и травы традиционные для Владимирской губернии XIX века.
Дом купцов Агаповых (XVIII в.)
Дом купцов Агаповых
В январе 2012 г. к территории музея присоединили дом купцов Агаповых, в котором разместилась экспозиция "Суздальское купечество. Портрет в интерьере". На первом этаже дома, где располагалась кузница, сейчас представлены рабочие инструменты кузнеца и изделия кузнечного промысла. На втором этаже воссоздан интерьер купеческого дома кон. XIX в. - гостиная и кабинет, представлены документы и предметы быта.
См. Дом купцов Агаповых. Экспозиция «Суздальское купечество. Портрет в интерьере».
Три амбара на сваях XVII в. из с. Польцо
***
Музей летом становится местом проведения разнообразных праздников. Один из самых известных и оригинальных - «День Огурца», проходящий в июле, во время сбора огурцов. О распространенности этого овоща на суздальской земле писал ключарь Рождественского собора Ананий Федоров, первый городской историк: «Во гpаде Суждале по добpоте земли и по приятности воздуха луку, ческноку, а наипаче огурцов пpеизобильно». На празднике выступают лучшие областные фольклорные коллективы, можно принять участие в играх или просто найти оригинальные сувениры и попробовать огуречные (и не только) блюда. См. День огурца в Суздале. Праздник народных ремёсел на Троицу в Суздале.
Церковь Николы / Никола Кремлевский
Деревянная церковь Николы
К музею деревянного зодчества фактически относится и стоящая за его пределами, на территории Кремля, церковь Николы из с. Глотово Юрьев-Польского района (1766 г.); более того, именно с ее «переезда» в Суздаль и началась организация музея.