Когда-то в древности на месте Борисоглебской церкви существовал монастырь в честь князей Бориса и Глеба. Когда и кем был основан монастырь, неизвестно.
Из документов узнаем, что в XVI в. он был вотчиной суздальского архиерейского дома. Так, из грамоты Ивана IV Грозного 1578 г. суздальскому епископу Варлааму видно, что царь пожаловал «с его вотчины, что в Суздале на посаде монастырь Борис и Глеб, да слобода Борисова сторона... никаких казенных пошлин не брать».
Церковь святых князей Бориса и Глеба в Суздале
Другое историческое свидетельство о монастыре относится к XVII в. Это надпись на евангелии, хранившемся в церкви: «Лета 7171 (1663 г.) июня 29 день дал сие евангелие в Суждаль в домовой монастырь в церковь... Бориса и Глеба преосвященный Филарет архиепископ Смоленский, по своих родителях». Монастырь был закрыт в 1764 г.
Никольская церковь (находилась при сохранившейся Борисоглебской) была построена в 1718 г. Снесена в 1936-1937 гг.
Борисоглебская церковь. Современный вид.
Борисоглебская церковь находится на горе рядом с суздальским музеем деревянного зодчества.
Дата строительства храма точно не установлена: полагают, что он появился в 1749 г. Судя по характеру ее архитектуры, она может быть отнесена к кон. XVII в., кроме колокольни, которая пристроена не ранее второй пол. XVIII в.
Видимо, с ликвидацией монастыря, Борисоглебская церковь была переименована в Источниковскую, а в честь Бориса и Глеба оставлен маленький придел. Церковь расположена в Заречной стороне на улице Борисова сторона и имела ещё одно название — Источниковская.
Красное здание с белыми наличниками и колокольня с высоким шпилем красиво венчают здания прилегающих к ней улиц.
Архитектурный тип здания — восьмигранник, поставленный на четверик, завершенный барабаном, с главой в виде удлиненного шлема. С западной стороны примыкает просторное помещение так называемой трапезы, перекрытое Коробовым сводом, на котором сохранились небольшие фрагменты живописи XVIII в.
К трапезе пристроена высокая четырехгранная колокольня. Верхний ее ярус имеет декоративную обработку барочными элементами. Так, угловые колонны поставлены на карниз, с кронштейнами, напоминающими завитки спиралей, выразить которые более рельефно, как видно, мастера не смогли. Также неудачными получились и обрамления декоров пролетов и круглого окна. Зато очень хорошо сделаны наличники.
Введенский женский монастырь
При въезде в Суздаль от Владимира за обелисками заставы открывается вид на Знаменскую и Ризоположенскую церкви со стоящей между ними колокольней красного цвета. Церкви расположены на крутом берегу бывшей речки Мжары, на месте которой сейчас овраг с протекающим по нему ручьём, почти полностью пересыхающим летом. С горы на восток открывается вид на предместье Суздаля — Михайлову сторону, или Михали, принадлежавшую в XII в. владимирскому князю Михаилу Юрьевичу (Михалке). На широком плато расположено множество курганов с погребениями XII—XIII вв. Это древнее кладбище суздальцев.
На месте этих церквей в древности находился женский Введенский монастырь, пожженный и разграбленный Батыем в 1238 г. Согласно описи города, в 1617 г. здесь находились две деревянные церкви в честь Введения и Рождества Христова, обе закрытые: «стоят без пения».
Знаменская церковь
В кон. XVII в. на это место была перенесена из города деревянная Знаменская церковь, а в 1749 г. построена каменная.
В 1777 г. на средства купцов Зубковых построена зимняя церковь в честь Ризоположения. В это время сооружена и колокольня. Знаменская летняя церковь представляет тип суздальских церковных зданий. Это куб с декоративными наличниками, покрытый на четыре ската и завершенный одной главой. Внутреннее помещение перекрыто сомкнутым сводом. Зимняя Ризположенская церковь — простой архитектурный тип низеньких теплых храмов, покрытых на два ската, с одной декоративной главкой.
Ризоположенская церковь
В 1777 г. на средства купцов Зубковых построена зимняя церковь в честь Ризоположения. В это время сооружена и колокольня. Зимняя Ризположенская церковь — простой архитектурный тип низеньких теплых храмов, покрытых на два ската, с одной декоративной главкой.
Дмитриевский Печерский монастырь
В период проникновения христианства около Суздаля на высоком берегу реки Каменки возник монастырь. Он был основан монахами Киево-Печерского монастыря по инициативе переяславского епископа Ефрема - ближайшего сподвижника Владимира Мономаха. В нем была построена церковь в честь Димитрия Солунского, отчего монастырь и получил свое название Димитриевский Печерский монастырь.
Епископ Ефрем передаёт монастырю села: «...юже бе далъ Ефрем и с селы». Села, по-видимому, принадлежали самому Ефрему, который происходил, судя по сведениям Киево-Печерского патерика, из знатной, возможно княжеской, семьи («каженик некто от княжа дома»). Наиболее вероятным представляется, что села, которые дал Ефрем Дмитриевскому монастырю, находились вблизи Суздаля и, возможно, сам монастырь располагался на земле одного из принадлежавших ему сел.
В пределах суздальского кремля времени Владимира Мономаха в земляных валах было проделано двое проездных ворот, соединявшихся между собой позднее Кремлевской, Рождественской улицей. Восточные напольные ворота выводили на посад и носили название Ильинских (по расположенной вблизи церкви Ильи Пророка). Юго-западные проездные ворота носили название Дмитриевских. Они выводили к р. Каменке, на древнюю дорогу, ведущую к р. Клязьме, ко Владимиру, в землю вятичей. Именно на этой дороге и возник древнейший суздальский монастырь, давший впоследствии всей заречной застройке наименование «Дмитровской стороны».
Летописные источники упоминают монастырь Димитрия в Суздале под 1096 годом.
В летописном рассказе под 1096 годом говорится, что Олег Черниговский овладел Суздалем «городом» и, отступая под напором дружины Мстислава Новгородского, сына Владимира Мономаха, сжег Суздаль, в котором остался только «двор монастырский Печерского монастыря и церковь яже там есть св. Дмитрия, юже бе дал Ефрем и с селы». Битва на реке Колочке окончилась победой Мстислава. Полоненные Олегом суздальцы были освобождены.
В дальнейшем с Дмитриевским монастырем была тесно связана семья суздальского тысяцкого Юрия Долгорукого - Георгия Симоновича. Видимо, именно к этой обители относится свидетельство Киево-Печерского патерика о том, что «правнуци его (Симона) любовь имеъютъ къ святому Дмитрею, ту бо имеъють мъсто свое в нем, и иже кто ихъ лишитися, и сии под клятвою суть своих прародитель и отець иже своею волею отмещутся молитвы святого и благословениа и объта преподобного отца Феодосия».
Дальнейшие письменные свидетельства о Дмитриевском монастыре относятся уже к XIII в.
Епископ Кирил II Ростовский был посвящён в епископы в 1216 г. из иноков Дмитриевского монастыря. В 1228 г. он оставил епископскую кафедру и, возвратившись в монастырь, принял схиму. В 1230 г. он скончался и был погребен в Дмитровском монастыре.
Под 1228 г. Лаврентьевская летопись сообщает: «Того же лет Кирилъ епспъ Ростовьскыи и оставивъ епспью приде в Суждаль к стому Дмитрию в свою келью хотя лечити свою немочь».
Никоновская летопись об этом же событии сообщает под 1229 г., уточняя местоположение монастыря: «Иде в келию свою въ митрополичь монастырь святого Дмитрея, иже въ Суздале на посаде».
В 1238 г. монастырь при взятии Суздаля татаро-монгольскими отрядами был сожжен: «Татарове... взяша Суждаль и сту бцю разграбиша и двор княжь огнемь пожгоша и манастырь стаг Дмитрия пожгоша, а прочии разграбиша...».
Видимо, роль Дмитриевского монастыря в городской жизни Суздаля была значительной, если летописец отмечает разрушение его наряду с такими достопримечательностями города, как кафедральный собор и княжеский дворец. Сожженная церковь св. Дмитрия в то время была деревянной. Такими оставались возобновляемые церкви монастыря на протяжении длительного отрезка времени, вплоть до сер. XVIII в. Так, в Писцовой книге 1617 г., составленной после «смутного времени» по приказу царя Михаила Романова князем Ю.И. Шаховским и подъячим А. Строевым, указана «на Дмитриевской стороне церковь Дмитрия Селунского древяна вверхъ, да с трапезою страстотерпца Христова Георгия, строение приходских людей».
В 1551 г. московский митрополит Макарий пожаловал Димитриевскому монастырю в Суздале деревню Мжары, расположенную около монастыря.
Писцовые книги 1628-1629 гг. указывают «по реке Каменке по берегу по Дмитровской стороне... монастырь великого Государя Святейшего патриарха Филарета Никитича московского и всеа Русии ружной, а в немъ церьковь Дмитрея Селунского древянъ вверхъ, другой храм теплой Страстотерпца Христова Георгия, в келье игуменъ Федосей, две кельи брацких».
В 1690 г. митрополит Суздальский Иларион вместо обветшалой церкви поставил новую, также деревянную Димитриевскую, «весьма огромну, высокую и превосходную, обнес монастырь оградой с башенками и воротами».
В 1713 г. начали копать фундаментные рвы для каменной церкви Дмитрия Солунского. При этом было обнаружено древнее монашеское захоронение в деревянном гробу, отождествленное с захоронением игумена Дмитриевского монастыря, епископа Ростовского Кирилла XIII в.
Иеромонах Иоасаф в своем исследовании церковно-исторических достопамятностей Суздаля приводит выписки из Казенного приказа 1721 г., из которого видно, что при суздальском епископе Иоакиме в Дмитровском монастыре не было уже ни игумена, ни братии, а проживали десять инокинь, причем служил в церкви приходской священник с причтом.
В период реформы Екатерины II, в 1764 г., монастырь был закрыт, а церковь Димитрия обращена в приходскую.
Деревянная церковь простояла до 1773 г. и была разобрана за ветхостью. Вместо нее построена каменная церковь с колокольней. Она просуществовала до 1930 г. и была разобрана.
В своём сочинении «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждали» в 1774 г. ключарь Суждальского собора Анания Федоров описывает: «За городом на посаде прежде имелся монастырь мужской за рекою, святого великомученика Димитрия Мироточца, в котором был игумен и братии довольно, ныне же приходская церковь. В том монастыре настоящая церковь святого великомученика Димитрия Мироточца, каменная, весьма прекрасная, и внутренним благолепием преизрядно украшена».
Эта каменная церковь просуществовала около двухсот лет и была разрушена в 30-е гг. XX в.
В настоящее время на месте древнего монастыря располагается музей деревянного зодчества Владимирской земли. Проект создания Музея деревянного зодчества и крестьянского быта возник в 1960-х гг. Автором его стал В.М. Анисимов, сотрудник реставрационной мастерской. Музей решили разместить на берегу Каменки на окраине Суздаля, на месте несохранившегося Димитриевского монастыря.
До революции здесь стояла пара церквей - Димитриевская (1773) с колокольней 1812 г. и «теплый» Георгиевский храм (1751).
Церковь Димитрия Солунского
Сюда были свезены из районов области избы, хозяйственные постройки, колодцы, мельницы и пр. Находятся здесь и два деревянных храма, своими очертаниями напоминающие древние монастырские постройки. Удачно выбранное место для традиционных деревянных построек воссоздает утраченный элемент исторической топографии Суздаля.
Перед созданием музея деревянного зодчества на месте древнего монастыря были проведены археологические исследования с целью выяснения характера культурных напластований и времени возникновения жизни на этом месте. Раскопки велись в 1968 г. (руководитель В.В. Седов) и в 1971-1972 гг. (руководитель В.П. Глазов). Раскоп 1968 г. (площадь 52 кв. м.) находился в 124 м от юго-восточного угла деревянной Преображенской церкви XVII в. Культурный слой толщиной 0,3-0,4 м. весьма насыщен древнерусской керамикой и вещевыми находками (стеклянные браслеты, шиферные пряслица, ножи, ключи). К XII в. относится полуземлянка, открытая в процессе раскопок. Размеры ее котлована 3,5 х 3,5 м., глубина 0,5 м. По углам котлована прослежены ямки от столбов, видимо, опор крыши и плетневых стен. Вырез для входа располагался с западной стороны, развал глинобитной печи - с противоположной.
В 1971 г. обнаружена была еще одна полуземлянка и большая домница с кузницей. От кузницы остались только столбовые ямы, а также скопления шлаков и крицы, найденные за пределами домницы. Устьем домница ориентирована на север. Размеры ее по оси север-юг - 4,2 м., по оси запад-восток (загрузочная полость) - 4 м. Основание вырезано в материке. К загрузочной части подходят три ступени, по краям спуска к домнице - столбовые ямы для навеса. Во время раскопок найдены обломки стеклянных браслетов, керамика XII-XIII вв., крицы и болотная железная руда, каменный молот для дробления руды, зубильце и просадка кузнечная, ножи. Вокруг домницы имеется слой (0,2 м.) горелой земли с окалиной железа. В северной части раскопа обнаружен ров глубиной 2,36 м. Сама домница находилась в трех метрах от края рва.
Раскопки 1972 г. исследовали тот же производственный кузнечный комплекс XII-XIII вв., доведя количество изученных помещений до четырех. Выявлено производственное помещение с остатками горна. Обнаружены лепешковидные крицы, лежавшие на дне горшков. Среди находок выделяется бронзовая ажурная привеска в виде петушка, аналогичная найденной в раскопках Н.Н. Воронина в Суздале в 1936 г., Е.А. Рябинин считает подобные шумящие привески характерным для Владимиро-Суздальской Руси типом. Датируются они XII - сер. XIII в. Интересной находкой является камень-оселок с нанесенным рисунком. На одной его стороне процарапано изображение человеческого лица в профиль в островерхом уборе. На другой стороне геометрический узор из лесенок и горок.
На донцах гончарных сосудов часто изображались клейма в виде «птичьей лапки», свастики, креста в круге и др.
По материалам весь производственный комплекс датируется XII-XIII вв. Очевидно, он связан с монастырской слободой, располагавшейся у стен Дмитриевского монастыря. Приведенный выше летописный текст под 1096 г. упоминает «дворъ монастырьскыи Печерьскаго манастыря и церковь юже тамо есть святого Дмитрияю юже бе далъ Ефрем и с селы». По-видимому, одно из этих «сел», располагавшихся у стен монастыря, и было частично раскопано.
На территории музея деревянного зодчества на месте вновь установленной Преображенской церкви при строительных работах была сделана необычная находка. По устному свидетельству суздальского краеведа В.М. Снегирева, на глубине 0,6-0,8 м. был обнаружен белокаменный саркофаг трапециевидной формы с выделенным полукруглым оголовьем. Саркофаг был пустой. По-видимому, саркофаг был идентичен белокаменному же саркофагу, обнаруженному А.Ф. Дубининым в южном притворе Рождественского собора и приписываемого им сыну Юрия Долгорукого - князю Святославу (ум. в 1174). Такой же саркофаг был обнаружен Н.Н. Ворониным в Боголюбове. Белокаменные саркофаги подобной формы явились новшеством на Руси в XII в., в них хоронились лишь представители знати. На территории Дмитровского монастыря в Суздале мог быть захоронен один из представителей рода Георгия Шимоновича, ибо по заключению составителя Киево-Печерского Патерика: «Сего ради правнуци его (Симона) любовь имъють к святому Дмитрию, ... ту бо имъють место свое в нем...».
Историческая судьба одного из древнейших русских монастырей сложилась не совсем удачно; он не стал знаменитым центром духовной, культурной жизни, как Спасо-Евфимиевский, Покровский или Ризоположенский монастыри Суздаля. Однако на раннем этапе своего существования, в XI-XIII вв., по-видимому, он играл значительную роль в становлении христианства в Суздальской земле. Монастырь рисуется как крупный культурный центр, своего рода «северная Киево-Печерская лавра». Скорее всего, здесь велось и летописание.
Если остановиться на большом городском мосту через реку Каменку и посмотреть вдоль течения, то перед нами откроется исключительный по красоте вид на Козмодамианскую церковь. Белая церковка с хорошо вкомпонованной в ее массив небольшой шатровой колокольней, живописно отражается в воде через проталины тины, осоки и кувшинок. Седые ивы, склонившиеся с правого берега, обрамляют этот уголок естественной рамой. Не было такого художника в Суздале, который прошел бы мимо чуда, созданного природой и человеком.
Горка, на которой расположился памятник, с древнейших времен носила название Яруновой. Согласно преданьям старины глубокой, свое название горка получила от стоявшего на ней капища языческого бога Яруна, или Ярилы.
Всеволод III Большое Гнездо сосредоточивает своё внимание не только на Владимире. В 1194 г. по его повелению была обновлена обветшавшая дубовая ограда Суздальского Кремля. Мономахов тын, как устаревший тип военно-оборонительного сооружения, заменяется новым рубленым городом. В 1196 г. производится большой ремонт соборного здания (Успенский собор Суздаля).
Город Суздаль продолжает расти стихийно. Значительно расширяется выросший еще при Юрии торговый посад с восточной стороны, между кремлевским валом и речкой Гремячкой.
При впадении Гремячки в Каменку на месте низвергнутого языческого идола Яруна по инициативе епископа Иоанна, началось устроение Космодамианского монастыря.
На большой ярославской дороге за посадом в 1207 г. основывается Ризположенский девичий монастырь. С юго-восточной стороны кремля, при впадении реки Мжары в Каменку, на широком плато раскинулась Михайлова слобода, принадлежащая брату Всеволода Михалке.
После смерти князя Всеволода Большое Гнездо в 1213 г. принял в этом монастыре постриг епископ Иоанн. Скорее всего, что организация этого монастыря, так же как и Ризположенского, принадлежит ему.
Храмъ святыхъ безсребренниковъ и чудотворцевъ Косьмы и Дамiана
Адрес: г. Суздаль, ул. Красная Горка
Церковь Козьмы и Демьяна была построена в 1725 г. на месте деревянной.
Здание летнего храма (основное), примыкающая к нему зимняя церковь и поставленная между ними восьмигранная колокольня сливаются в единый живописный памятник архитектуры.
Ассиметричная композиция церковных построек проста и оригинальна. Мастер строил церковь, во всем полагаясь на опыт и традиции зодчих XVII в. Ее простой одноглавый кубукрашает стройный столп колокольни, прильнувший к его углу. Колокольня построена по тому же типу, что и у Никольской церкви но ее отличает более строгий облик, почти лишенный декоративного убранства. На фоне кубического здания храма колокольня выглядит особенно высокой и легкой. Ее арки звона завершены килевидными перекрытиями и тонким шатром с миниатюрной главкой.
Андреевский монастырь
Располагался на месте существующей церкви Тихвинской иконы Божией Матери, на правом берегу реки Каменки.
Разрушен, по-видимому, во времена польского нашествия.
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери
A — место древнейшего поселения и кремль XI—XIII вв.
Б — посадская часть и острог. Ворота: а — Ильинские, б — Никольские, в — Димитриевские.
1. Рождественский собор (XIII—XVI вв.).
Монастыри:
2. Димитриевский (XI в.),
3. Козьмодемьянский, XII в. (1725),
4. Ризположенский, XIII в. (XVI—XVII вв.),
5. Троицкий, XIII в.,
6. Александровский, XIII в. (кон. XVII в.),
7. Введенский, XIII в. (1749),
8. Васильевский, XIII в. (1662),
9. Спасо-Евфимиев, XIV в. (XVI—XVII вв.),
10. Покровский, XIV в. (XVI—XVIII вв.),
11. Борисоглебский, до XVI в. (XVII—XVIII вв.),
12. Андреевский, XVI в. (конец XVII в.).
Церкви:
13. Успенская (1650), 14. Афанасьевская (1720), 15. Иоакимово-Анненская, 16. Христорождественская (1775), 17. Никольская (1720—1739), 18. Ильинская, 19. Пятницкая (1772), 20. Входо-Иерусалимская (1707), 21. Спасская (1734), 22. Предтеченская (1720), 23. Златоустовая, 24. Воскресенская (1720), 25. Казанская (1739), 26. Леонтьевская, 27. Знаменская, 28.Цареконстантиновская(1707), 29. Скорбященская (1787), 30. Антипьевская (1745), 31. Лазаревская (1667), 32. Богоявленская (1781), 33. Рождественская (1739), 34. Успенская, 35. Всехсвятская, 36. Петропавловская (1694), 37. Смоленская (1696—1707).
Троицкий монастырь
С северной стороны Ризоположенского монастыря расположился древний Троицкий монастырь, который в 1764 г. был упразднен и приписан к Ризположенскому. В Троицком монастыре находилась одна из лучших церквей города — Троицкая (XVII в.), которая до наших дней не сохранилась. От этого монастыря остались лишь восточные ворота, находящиеся сейчас в восточных стенах. Ворота представляют собой куб с одним пролетом, с изразцовым карнизом, на котором поставлены два восьмигранника с главкой, покрытой лемехом и позолоченным крестом. Ворота восстановлены по проекту архитектора О.Г. Гусевой.
В сер. XVIII в. ограда монастыря была каменной только с восточной стороны, на что указывает «Ведомость коллегии экономии» 1739—1741 гг. Остальная часть ограды была деревянная и лишь в западной стороне стояли небольшие декоративные каменные башенки с шатровым верхом, покрытым зеленой поливной черепицей. Башенки сохранились и до настоящего времени, но без черепичного покрытия.
Церковь Живоначальной Троицы в Преподобенском монастыре. Прокудин-Горский 1912 г.
Князь Юрий Долгорукий, занимаясь устройством Суздальского края, нашел, что город Суздаль стоит не «на месте», а «близ реки самой мелкой». Вскоре в четырех верстах от города он облюбовал место на правом берегу реки Нерли неподалеку от впадения в нее реки Каменки и державшее в древности под контролем речной выход из города.
В 1152 г. повелел Юрий Долгорукий строить крепость, уже был заготовлен строительный материал, как вдруг князь оставил свое намерение. С тех пор село получило название Кидекша (от слова «покидать»).
На возвышенном месте мастера Юрия Долгорукого построили первую в тех краях белокаменную церковь, сложив ее из больших, гладко обтесанных известковых камней. «Того же лета (1152) Юрий Владимирович изъ суздальской земли созда на Нерли церковь во имя мучеников Бориса и Глеба», - так написано в летописи о возведении этого простого и сурового храма.
Церковь была возведена на том самом месте, где по преданию, останавливались благоверные князья Борис и Глеб на пути в Киев. Таким образом, по времени своего возведения Борисоглебская церковь относится к начальному периоду суздальской архитектуры.
В плане она представляет собой квадрат с четырьмя столбами внутри и тремя полукружиями снаружи. При князе Юрии Долгоруком церковь вообще не была расписана, и богослужения проходили в ослепительно белом храме. За века своего существования Борисоглебская церковь повидала многое, в частности, в 1238 г. село Кидекша вместе с церковью было разорено монголо-татарами. Но уже через год ростовский епископ Кирилл отремонтировал пострадавшее здание, и оно было освящено. Затем долгие годы церковь была в запустении, стояла без кровли, а ее своды, глава, восточная часть стен и верхняя часть апсид обрушились. Восстановили церковь только в XVI-XVII вв., используя старый белый камень. Однако восточная часть церкви не была восстановлена, а завершили храм новым сомкнутым сводом и четырехскатной крышей. Впоследствии церковь не раз подвергалась переделкам: так, были изменены ее длинные и узкие окна, а шлемовидная глава стала луковичной. О наружных украшениях храма в настоящее время трудно судить. Снаружи видны только зачатки аркатурного пояса, выложенного из фигурного кирпича, а также ряд поребриков, углами выступающих над поверхностью стен. Сохранились также фрагменты фриза из завес с изображениями на них (в центральной апсиде) символа Пресвятой Богородицы – семисвечника, а еще остатки композиций «Отречение Петра», «Три отрока в пещи огненной» и «Успение Богоматери».
С XIV в. (1399 г.) здесь существовал небольшой мужской монастырь, который зачахнет, с XVIII в. здания будут за сельским приходом.
Борисоглебский-Стефановский на Кидекше или Кидокоцкий мужской монастырь — Владимирской губ., Суздальского уезда, в 4 вер. от Суздаля, при р. Нерли. Основан в 1151 г.
В XVII в. был приписан к Печерскому Нижегородскому монастырю.
С XVIII в. здания принадлежат сельскому приходу.
На каменной колокольне Борисоглебской церкви находится древний, весом 30 пудов колокол, на котором сделана надпись: «Въ лето 7066 (1558) зделанъ сей колоколъ при царе Государе Великомъ князе Иване Васильевиче всея Руссiи и Макарии митрополите. Царь Государь далъ сей колоколъ в домъ Вознесения Господа нашего въ Печерский монастырь при архимандрите Иоакиме въ Новгородъ Нижний».
Согласно преданию, царь Иван Грозный, проходя через Кидекшу с войском на Казань и нуждаясь в свинце для снарядов, снял с местного монастыря свинцовую кровлю. А впоследствии взамен ее вместе с другими вкладами из Печерской обители приказал передать и этот колокол, отлитый из ливонских орудий.
Колокол из Борисоглебского монастыря в Кидекше. 1552 г. Вклад Ивана Грозного в Печерский Вознесенский монастырь Нижнего Новгорода, к которому был приписал Борисоглебский монастырь. «Лета 7060 3 марта сделан бысть колокол при царе государе великом князе Иване Васильевиче всея Русии и при Макарье митрополите. Царь дал колокол в дом в Вознесению Господа нашего в Печерский монастырь архимандрите Иоакиме в Новьгород в Нижнем».
Троицкий-Липицкий-Пустынный-Нерлинский мужской монастырь
В 1445 г. казанские татары напали на Русь. Дети Улу-Мухаммеда, Мамутек н Якуба, подошли к Суздалю и остановились за Hepлью около деревни Исады. Монахи Липицкого монастыря сообщили об этом в Спасский монастырь, где расположились по берегам Каменки московские дружины во главе с великим князем Василием II (Темным). Враги применили хитрость — они расступились на флангах, а потом окружили русских. Более 2000 пало в этом бою «мужей и князей». Здесь же был взят татарами в плен и Великий князь Василий. Татары захватили и сожгли Суздаль. "Ныне село Троица-Берег, Владимирской губернии, Суздальского уезда, в 3 верстах к северо-востоку от Суздаля, при р. Нерли. Упоминается в 1615 г., когда в нём был чёрный поп Герасим. В XVIII в. служил подворьем Спасо-Евфимиеву монастыря и имел тогда прекрасную камен. церковь св. Троицы и другую св. Георгия; около церкви находились келии. Упразднён в 1764 г."
Часовня Троицы Живоначальной на месте разрушенной церкви в селе Троица-Берег. Кирпичная четырехстолпная часовня-сень, увенчанная луковичной главкой, сооруженная в 2000-х гг. на месте разрушенной в советские годы Троицкой церкви.
Успенская-Золотниковская или Золотоношская-Березовского Борку, мужская пустынь
"Заштатная (с 1764 г.), Владимирской губернии, Суздальского уезда, в 34 верстах к северу от Суздаля по почтовой дороге в Шую, при рч. Золотоструйке. Основана в первой четверти XVII ст. иноком старцем Ионою Головцыным, который в 1624 г. был утверждён в сане игумена. В 1663 г. здесь пострижен в иночество некий Михаил с именем Митрофана, бывший впоследствии епископом Воронежским, мощи коего ныне почивают в гор. Воронеже. В пустыне находится явленная и чудотв. икона Казанския Божией Матери".
История Суздаля.