В XVII в. в Ямской слободе, располагавшейся за Золотыми воротами, были деревянная Казанская и Петропавловская (на Мещанской улице, современная ул. Дзержинского) церкви. Главный престол Казанской церкви был другого имени. В патриарших окладных книгах 136 (1628) г. значится «церковь все святые на посаде в Ямской слободе». Очевидно, переименование престола в церкви Ямской слободы произошло после 1628 г., но не раньше 1648 г., потому что только в этом году царь Алексей Михайлович повелел праздновать Казанской иконе Божией Матери во всем царстве Русском.
Слово «ямъ» обозначало в древности обязанность жителей известных населенных местностей возить на своих подводах служилых людей для государева дела. Владимирский ямъ, если не современен основанию Владимира, то современен позднейшему направлению путей из Москвы на восток России. Ямская слобода почти до кон. XIX в. прилегала непосредственно к валу, пересекающему большую улицу у Золотых ворот, на месте Дворянской и Мещанской (Дзержинского) улиц.
До пол. XVIII в. к Владимирской Ямской слободе было приписано село Ильинское, населенное ямщиками Владимирскаго яму. В писцовых книгах письма и меры князя Василия Кропоткина и дьяка Игнатия Лукина 1642 г. мы находим следующие сведения о селе Ильинском: «Володимерские Ямские слободы за ямщиками село Ильинское на ручью, а в селе церковь Ильи Пророка да предел Флора и Лавра деревяна клецки, а в церквах образы и книги и ризы и наколокольнице колокола и все церковное строение сирское да в селе-ж во дворе поп Иван Семенов двора его по мере в длину 11 сажень с полусаженью, а поперек 10 сажень, да огород в длину 30 сажень, а поперек 24 саж., пашни церковные паханые середние земли две четверти в поле в дву по томуж, сена по речке по Дресвянке на пожнъ на Кочановской 60 копен; в селе 32 ямщиковых двора, а людей в них 66 человек да 29 мест дворовых и огородных, и по мере дворов и огородов и огуменниковъ 3322 длины и 1031 с. Ширины, пашни паханые середние земли 404 четверти да перелогу 23 четверти да лесом поросло 267 четвертей в поле сена 4770 копен да животиннаго выпуска 5 десятин, лесу непашеннаго бору и болота в длину на 10 верст, а поперек на 5 верст». Церковь в селе Ильинском писалась в патриарших и синодальных книгах до 1776 г. в 1746 г. именовалась «церковь пр. Илии Володимирскаго яму в приписном селе Ильинском». Ильинское слилось с Ямскою слободой по перенесении её на новое место.
В 1640 г. была построена вновь тёплая церковь и освящена во имя Симеона Столпника. В 1687 г. в Ямской слободе настоящая церковь уже во имя «Пречистыя Богородицы Казанская» и при ней другая тёплая церковь. В 1694 г. была выстроена новая деревянная церковь и освящена также в честь казанской иконы Богоматери. Две эти деревянные церкви существовали до 1778 г. В 1778 г. сгорела почти вся Ямская слобода, в том числе Петропавловская и Казанская церковь.
Ямская слобода была перенесена подальше от города. На новом месте на средства прихожан в 1778 г. была построена новая каменная Казанская церковь с колокольней, освящена в 1782 г.
Представлял собой двусветный четверик, завершённый декоративным пятиглавием, с трапезной и колокольней в стиле классицизма. Храм имел 3 престола: в "холодной" - в честь иконы Божией Матери, именуемой Казанской, в "теплой" - во имя Трех Святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (по правую, южную сторону) и во имя Св. Николая Чудотворца (по левую, северную сторону). Особым почитанием в храме пользовалась древняя икона Казанской Богоматери (может быть, это – та икона, которая упоминается в описи 1682 г.; она сохранилась невредимой после пожара 1778 г.). «Причта по штату положено священник и псаломщик. Содержание его составляют: доходы от служб и требоисправлений, проценты с капитала 2552 р., завещаннаго разными лицами на вечное поминовение, и арендная плата за церковную землю – всего более 600 р. В год.Земли при церкви усадебной 720 кв. с., пахотной и сенокосной 40 дес. 1401 саж… причт живет в собственных домах; дом священника на общественной земле, а псаломщика – на церковной. В приходе по клировым ведомостям числится в гор. Владимире 29 душ муж. пола и 42 жен. пола, в Ямской слободе 507 душ муж. пола и 526 жен. пола, в деревне Семязине 96 душ муж. пола и 101 душ жен. пола, временно состоящих в приходе – 30 душ муж. пола и 28 душ жен. пола, а всего 642 душ муж. пола и 701 жен. пола. все православные». В 1833 г. в храме венчался А.И. Герцен с Н.А. Захарьиной. В 1938 г. в храме прекращено богослужение. Здание заняли под склады МВД. Венчания сломаны. В 1950 г. ходатайство верующих об открытии храма отклонено исполкомом облсовета, в здании храма размещен кинотеатр "Буревестник". На церковном кладбище покоились умершие от ран участники отечественной войны 1812 г. Кладбище около храма было ликвидировано и там устроена танцплощадка, которую владимирцы называли "танцплощадкой на косточках". 25 июня 1966 г. исполком владимирского горсовета решил: "Кирпичное здание кинотеатра "Буревестник" (бывшую Казанскую церковь) сломать и очистить площадку..." Не смотря на протесты общественности бывшую церковь сломали при помощи танков. 6 ноября 1967 г. торжественно заложен первый камень будущего памятника владимирцам, погибшим в годы войны 1941-1945 гг., открытого в 1975 г. На месте церкви устроен мемориал в память Великой Отечественной войны. Там, где стояла когда-то церковь, сейчас вырывается пламя "вечного" огня. Площадь с 1975 г. носит имя З0-летия Победы. В 2007-2008 гг. в непосредственной близости от старого места сооружён новый одноглавый храм, интересный как пример современной интерпретации форм домонгольского зодчества. Новая Казанская церковь возведена по инициативе администрации города и Владимиро-Суздальской епархии на средства ООО «Игротек». Казанская церковь вместе с монументом и Вечным огнём составляет культово-мемориальный комплекс в память о погибших за Отечество.
Казанская церковь
Никитская церковь
Никитская церковь
В 1760-х гг. зажиточный владимирский купец Семён Лазарев воздвиг во Владимире церковь. Церковь была построена на месте Козьмо-Демьяновского монастыря. Церковь освящена во имя преподобного Никиты Столпника, уроженца Переславской земли. В 1849 г. при содействии купца П.В. Козлова к Никитской церкви пристроили боковые двухэтажные приделы. Храм в первоначальной своей фигуре был в три света, двухэтажный с двумя престолами: во имя Козьмы и Демиана - внизу, в честь усекновения главы Иоанна Крестителя - вверху, - писали Владимирские ведомости в 1872 г.
Никитская церковь во Владимире резко отличается от других культовых строений XVIII в. В основе её композиции положен трапезный тип храма, реализованный в традициях дворцового зодчества. Трёхэтажное бело-зелёное здание расчленено тремя ярусами больших окон, обрамлённых барочными наличниками. Углы церкви украшены пилястрами с ордерными капителями. Обильный декор фасадов, выразительная пластика и динамичный силуэт, подчёркнутый стройным барабаном главы и высокой колокольней, делают Никитскую церковь ярким памятником провинциального барокко. Солнечный свет, попадающий через боковые окна, освещал просторные залы сквозь клубы ладана, создавая атмосферу торжественности и духовности, побуждающей к молитве. Изначально главной гордостью храма был роскошный иконостас, выполненный в духе времён Екатерины II, с резными царскими вратами, похожими по форме на иконостас Успенского Владимирского собора. В 1794 — 1801 гг. Никитская церковь послужила образцом для Троице-Тихвинского храма, возведенного в подмосковном городе Дмитрове. В новой постройке дмитровский зодчий почти точно повторил композицию и детали владимирской церкви.
Иконостас главной, Предтеченской, церкви (нижняя часть). 1938 г.
Церковь Иоанна Предтечи с самого начала и до закрытия в 1938 г. занимала средний этаж трёхэтажного здания 1765 г. Иконостас многоярусный, монументальный, в стиле «рококо», с пышной золочёной резьбой по дереву (XVIII в., очевидно, на средства ктитора церкви владимирского купца Семёна Лазарева). Нижний ярус состоит из ряда высоких икон с арочным верхом; под ними горизонтальные квадрифольные картуши, отделённые карнизом; над ними трифольные картуши. Все иконы в резных золочёных рамах, живопись тёмная, высокие иконы изнутри обложены гирляндами искусственных цветов. В центре царские врата с резной скульптурой, изображающей Благовещение в храме. На левой створке изящная фигура архангела Гавриила с простёртой вверх рукой, на правой - несколько скованная фигура сидящей Марии с молитвенно сложенными руками. В подножии как бы ступени с перилами, под ними три картуша с евангелистами. По бокам колонны с прерывающейся сенью и драпировками. В пространстве между скульптурами завеса. Над вратами крупная скульптура голубя в «сиянии». По сторонам врат витые колонны ионического ордера на фигурных тумбах-консолях, повёрнутых на угол; иконы: слева Богородица (извод «Боголюбская»), справа Вседержитель на троне. Нижний ярус отделён от среднего развитым карнизом. В основании среднего яруса, над царскими вратами и голубем, корона с крестом на массивном цилиндре со скульптурными драпировками. По сторонам, в продолжение витых колонн – развёрнутые на угол тумбы; горизонтальные картуши, над ними иконы среднего яруса. От картушей свисают к нижнему ярусу массивные светильники. На обороте, чёрными чернилами написано : «Никитская церковь г. Владимира. Нижняя часть центрального иконостаса верхнего этажа. Снимок 1938 г.»
Иконостас главной, Предтеченской, церкви (средняя часть). 1938 г.
В кадре центр иконостаса, в виде ризалита сложной конфигурации, почти во всю высоту: часть нижнего яруса выше царских врат, средний и верхний ярусы и часть навершия. Ярусы разделены широкими профилированными карнизами. Нижний ярус: витые колонны по сторонам царских врат, скульптурный голубь в «сиянии», арочный верх высоких икон с трифольными картушами над ними. Средний ярус: в основании - корона с крестом на массивном цилиндре со скульптурными драпировками. По сторонам, в продолжение витых колонн нижнего яруса – развёрнутые на угол тумбы с каннелированными колоннами коринфского ордера; горизонтальные картуши, над ними иконы среднего яруса. От картушей свисают к нижнему ярусу массивные светильники. Иконы среднего и верхнего ярусов высокие, с арочным верхом, средние более крупные, над боковыми круглые картуши в резных фигурных рамах. Над верхним ярусом часть навершия с поясной скульптурой Саваофа. Надписи. На обороте, чёрными чернилами: «Никитская церковь г. Владимира. Верхняя часть центрального иконостаса верхнего этажа. Снимок 1938 г.»
Иконостас главной, Предтеченской, церкви (верхняя часть).1938 г.
В кадре центр иконостаса в виде ризалита сложной конфигурации: часть среднего яруса, верхний ярус и навершие. Ярусы разделены широкими профилированным карнизом. Иконы верхнего яруса высокие, с арочным верхом; под боковыми горизонтальные картуши, над ними и над иконами среднего яруса - круглые картуши в фигурных рамах. Навершие в виде конуса с резным обрамлением, без выступов, вписанное в свод апсиды. В центре арочная ниша, в ней поясная скульптура Саваофа. Над ним рисованные парящие ангелы. В своде перед навершием три поперечные и две продольные связи для привязки иконостаса к поперечной балке. От неё же свисает до среднего яруса стержень для паникадила (его нет). Надписи. На обороте, чёрными чернилами: «Никитская церковь г. Владимира. Верхняя часть центрального иконостаса верхнего этажа. Снимок 1938 г.»
Иконостас главной, Предтеченской, церкви (левая, северная, часть). 1938 г.
Северный иконостас (после 1869) в пристройке (1849, на средства владимирского купца П.В. Козлова) – под невысоким сводом, одноярусный, с умеренной резьбой по дереву. В центре икона-картина с килевидным верхом «Снятие с креста», в фигурном резном киоте, сверху широкая резная доска на круглых колоннах с плоским рельефом. По бокам по две узкие иконы с арочным верхом и карнизом, разделённые витой колонкой. По сторонам их круглые гладкие колонны. Цоколь высокий, гладкий, под средней иконой картуш в резной золочёной раме, под другими резные накладки. Сверху «сияние». Слева, на переднем плане плащаница в деревянной гробнице со стеклянным верхом. Надписи. На обороте, чёрными чернилами: «Никитская церковь г. Владимира. Левый иконостас верхнего этажа. Снимок 1938 г.».
Надпрестольная сень главной, Предтеченской, церкви. 1938 г.
Церковь Иоанна Предтечи с самого начала и до закрытия в 1938 г. занимала средний этаж трёхэтажного здания 1765 г. Сень (XVIII в., очевидно, на средства ктитора церкви владимирского купца Семёна Лазарева) в форме беседки-ротонды с дисковидным верхом на широком резном карнизе и 4-х опорах в виде строенных колонн коринфского ордера: одна круглая гладкая и две плоские, с каннелюрами. Вид сбоку. Между опорами резные драпировки с кистями. С правой (восточной) стороны внизу между колоннами фигурная вставка. Слева видна тыльная сторона иконостаса. Под сенью резной престол, накрытый скатертью, с небольшим Евангелием в окладе. В глубине видна печура в алтарной стене, вверху слева часть арки с резьбой и в ней связь, на своде роспись. Надписи. На обороте, чёрными чернилами: «Надпрестольная сень центрального алтаря верхнего этажа. Снимок 1938 г.».
Иконостас придела Рождества Богородицы. 1938 г.
Придел Рождества Богородицы (1887, на средства П.А. Козлова) в среднем этаже, в правой (южной) пристройке (1849, на средства владимирского купца П.В. Козлова). Под невысоким сводом иконостас – одноярусный, с умеренной резьбой (1887, на средства П.А. Козлова). В центре царские врата: узкие створки с арочным верхом, посредине резной крест, слева в рост архангел Гавриил, справа Мария, вверху и внизу евангелисты в круглых медальонах. Над вратами дуга с резным голубем, внизу резные тябла. По сторонам врат по две иконы и одностворчатые малые врата; северные раскрыты. Под ними квадратные филёнки с розетками в геометрических рамках, на цоколе; над ними резной карниз, «Тайная вечеря» и 4 медальона в резных фигурных рамах. Перед иконами подсвечники на кронштейнах. Слева резной фигурный столбик и часть большой иконы. Справа часть кафедры. Перед иконостасом двухступенчатая солея и круглый амвон, выстланные метлахской плиткой. Надписи. На обороте, чёрными чернилами: «Никитская церковь г. Владимира. Правый иконостас верхнего этажа. Снимок 1938 г.».
Иконостас придела Козьмы и Дамиана. 1938 г.
Тёплый придел Козьмы и Дамиана с самого начала и до закрытия в 1938 г. занимал середину нижнего этажа трёхэтажного здания 1765 г. В распалубку сводчатого зала встроен невысокий тябловый иконостас (1869, на средства владимирского купца Н.Л. Философова). На узких створках царских врат с трёхдольным верхом и прорезным орнаментом архангел Гавриил (не в полный рост) и Мария, в рамах с трёхдольным верхом, вверху и внизу поясные евангелисты в квадрифолиях. Под ними тябла с прорезным орнаментом, отделённые карнизом. По сторонам царских врат витые резные колонны с аркой, в ней голубь и «Тайная вечеря» в «сиянии». По сторонам врат Деисус: по 4 высоких прямоугольных иконы в рамах, с тёмной живописью и фоном в окладах (XVIII в. крайняя справа икона не видна). Резными дужками выделены северные и южные врата. Над Деисусом почти квадратные иконы в рамах, с Господскими праздниками, тёмного письма, с венцами, фон в золотых гравированных окладах (XVIII в.). Под Деисусом тябла с рельефным орнаментом. Перед иконостасом двухступенчатая солея, гранёный амвон и пол, выложенные метлахской плиткой. Справа у солеи Распятие с вырезанными предстоящими. Надписи. На обороте, чёрными чернилами: «Никитская церковь г. Владимира. Центральный иконостас нижнего этажа. Снимок 1938 г.».
Иконостас придела Великомученика Никиты. 1938 г.
Иконостас тёплого придела св. Никиты в нижнем этаже, в левой (северной) пристройке (1849, на средства владимирского купца П.В. Козлова, вместо упразднённого придела на 3-м этаже) – невысокий, с золочёной резьбой (1865, на средства владимирского купца Семёна Лазарева; 1869, на средства владимирского купца Н.Л. Философова). Створки царских врат двойные: прорезные поверх живописных. На вратах овал в центре и 4 круглых медальона в углах. Над вратами круг, внутри голубь в «сиянии», по внешнему контуру крупная резьба и скульптурные погрудные изображения ангелов с крыльями. По сторонам врат ростовые иконы Богоматери с младенцем и Вседержителя в окладах, малые врата с живописью и по одной иконе; справа – великомученик Никита в окладе. Средняя часть иконостаса с царскими вратами и двумя иконами завершена аркой на колоннах коринфского ордера. Над боковыми иконами килевидные резные арки с тёмной живописью, резной фриз и круглые медальоны в резных рамах. Иконы с арочным верхом; разделены витыми колонками. Под царскими вратами и иконами тябла с резной плетёнкой. Слева виден арочный проём и часть кафедры. Перед иконостасом приподнятая солея и амвон, выложенные метлахской плиткой. Надписи. На обороте, чёрными чернилами: «Никитская церковь г. Владимира. Левый иконостас нижнего этажа. Снимок 1938 г.».
Иконостас Петропавловского придела. 1938 г.
Иконостас тёплого Петропавловского придела в нижнем этаже, в правой (южной) пристройке (1849, на средства владимирского купца П.В. Козлова) – невысокий, с золочёной резьбой и ярусом прямоугольных икон с арочным верхом (1869, на средства владимирского купца Н.Л. Философова). Створки царских врат с признаками стиля «рококо» (XVIII в.), двойные: прорезные поверх живописных, в центре картуш с Благовещением, в углах круглые медальоны с евангелистами. Фигурный верх увенчан короной. Над вратами резная арка. По сторонам по три иконы, разделённые витыми колонками. Под вратами и иконами (кроме средней слева) тябла с накладной резьбой в виде плетёнки. Над иконами Праздники в килевидных арках, над вратами – «Тайная вечеря». Слева напольный подсвечник. Надписи. На обороте, чёрными чернилами: «Никитская церковь г. Владимира. Иконостас правой половины нижнего этажа. Снимок 1938 г.».
Церковь была закрыта в 1938 г. В настоящее время Никитская церковь во Владимире не используется для богослужений. В её стенах разместились реставрационные мастерские.
Местоположение Гончарной слободы определялось в документах XVII в. следующим образом - "в лохани" - так своеобразно определена топография этого места, где в настоящее время располагается Старо-Гончарная улица и переулок того же названия. Жители этой слободы - каменщики и кирпичники – по-прежнему должны были в качестве натуральной повинности поставлять кирпич и принимать участие в строительстве крепостей и других сооружений. Поскольку государственного жалованья им не полагалось, за ними закреплялись дворовые и огородные места с землею, а также пашни и сенные покосы. В то же время, как писал в 1687 г. владимирскому воеводе Андрею Мартухину земский староста Федька Хмылов, "владеют де в Володимере володимерские кирпичники Васька Перин да Дениско Щибров с товарищи в сапожном и в калачном ряду шестью шалашами и в платежных де книгах положено на те их лавки и шалаши оброку всего двадцать девять алтын две деньги», которые они отказываются платить, ссылаясь на царские жалованные грамоты, которые освобождали их от государственных податей, Недовольные таким положением посадские люди «их огородною землею завладели насильством, их лен сжали, свезли и огурцы и капусту и всякий овощ потолочили и потравили гряд с сорок да хмельнику поломали..."
Сретенская церковь в Солдатской слободе
Адрес: ул. Ломоносова, д. 17а
Впервые Сретенская церковь построена на берегу Клязьмы по приказу великого князя Андрея Боголюбского в 1160-м г. Повод для её возведения был выбран особый – в этом месте князь в сопровождении духовенства, при большом стечении местных жителей встречал перевозимую в Успенский собор из Боголюбова Владимирскую икону Божией Матери. В память встречи иконы – сретения – и был выстроен деревянный храм. При постройке Сретенской церкви князем был установлен крестный ход 21 сентября (по старому стилю), который совершали священнослужители Успенского собора. Эта традиция продержалась недолго, и уже в 1177 г. соборным причтом крестный ход был отменён. Во время разорения Владимира в 1238 г. «дикие орды монголов» сожгли среди прочих и Сретенскую церковь. С тех пор она долго не возобновлялась и лишь в 1656 г. упоминается в архивах «прибылою вновь». Перестраиваемый и обновляемый, храм позднее встречается в документах второй Пол. XVII в. В это время он также был приписан к Успенскому собору, но уже в 1710 г. в Сретенской церкви богослужения проводил свой священник.
К нач. XVIII в., на месте Гатиловой и Стрелецкой слобод начала заселяться Солдатская слобода, а поскольку своей церкви здесь не было, жители слободы посещали близлежащие Петропавловский (на Мещанской улице, современная ул. Дзержинского) и Казанский храмы. В 1778 г. Петропавловская церковь сгорела, а Казанская вместе с Ямской слободой была перенесена за город. Оставшиеся без храма жители Солдатской слободы, причисленные при учреждении губернии к владимирскому городскому мещанству и купечеству, в 1784 г. просили епископа Владимирского и Муромского Виктора (Анисимова) о переносе к ним в слободу из города ветхой деревянной Христорождественской церкви. Преосвященный Виктор просьбу удовлетворил, но перенести повелел Сретенский храм с берега Клязьмы, который годом ранее имел в приходе всего три двора. К весне 1785 г. храм разобрали и поставили в новом месте – Солдатской слободе. В 1788 г. к храму прибавилась тёплая церковь в честь Сретения Господня с иконостасом из упразднённого мужского Покровского монастыря на Нерли. В нач. XIX в., когда в губернии вовсю велось каменное церковное строительство, Сретенский храм оставался единственным деревянным во Владимире. В нач. 1805 г. прихожане церкви во главе со старостой Захаром Гавриловым и священником Степаном Ивановым подали прошение в духовную консисторию о разрешении возведения каменного храма: «всепокорнейшее просим на построение оной каменной церкви по малости церковной суммы в сборе повелеть дать для сбору при указе книгу на 5 лет». Менее чем через полгода, 22 июня 1805 г., епископ Владимирский и Суздальский Ксенофонт (Троепольский) дал благословенную грамоту и разрешил сбор средств на постройку нового храма. Каменная Сретенская церковь была построена в 1807 г. в стиле классицизма. В 1807 г. был освящён придельный храм в честь Сретения Господня, а в 1809 г. освятили главный престол в честь Владимирской иконы Божией Матери. Тогда была выстроена и колокольня, увенчанная шпилем, но мелкое строительство продолжалось ещё какое-то время. Несмотря на то, что храм стал Владимирским (причём ещё до постройки каменного), его продолжали называть Сретенским в память о церкви, основанной князем Андреем Боголюбским. Как отмечает опись, составленная в 1809 г., церковь не отличалась ни богатством, ни роскошью. Богослужебная утварь была большей частью медной, и особой ценностью отличался лишь запрестольный образ Богоматери, украшенный мелким жемчугом. В храмовой библиотеке среди богослужебных книг упоминается экземпляр «книжки о способе коим избавиться от оспиной заразы», надо полагать весьма популярное чтиво в те времена повальных эпидемий оспы, чумы и холеры. Изначально тесовая крыша Сретенской церкви в 1829 г. заменена железной, позолочена единственная глава над холодным храмом и маленькие главки над приделом и на конце шпиля колокольни. Приблизительно в те же годы прежний трёхъярусный «гладкий» иконостас служитель Спасо-Евфимиева монастыря Иван Сомов заменил новым резным. Иконостас тёплого храма был заменён в 1834 г. Стены придела в 1830-1832 гг. покрыли священные картины, а холодная церковь спустя десятилетие расписана ярославским мещанином Михаилом Швецовым. Всё это говорит об увеличении церковного капитала, который теперь тратился не только на ремонт храма, но и на более значительные изменения. Так, в 1866 г. был выстроен северный придел, престол которого освящён в честь иконы Божией матери «Всех Скорбящих Радость», ещё больше тёплая церковь расширена в 1870-1780 гг., когда с запада была пристроена паперть. Тогда же все три иконостаса заменили новыми. Интересна история колоколов Сретенской церкви. По описи 1809 г. на храмовой звоннице числилось 4 колокола, из которых самый большой весил 26 пудов 2 фунта (424 кг). В 1816 г. колокол заменили другим, весом в 51 пуд 27 фунтов (842 кг). Почти сразу же – в 1817 г. – и этот колокол сняли, заменив его более тяжёлым, весившим 66 пудов 2 фунтов (1084 кг). И, наконец, в 1875 г. был установлен 100-пудовый «голос», а прежний разбили. Этот колокол провисел на звоннице до известных событий, порождённых Октябрьским переворотом 1917 г. В кон. XIX в. причт Сретенской церкви составляли священник и псаломщик. Кроме дохода от требоисправлений и процентов с причтового капитала, священнослужители получали арендную плату с церковных земель – практика довольно частая. В приходе числились жители Владимира и близлежащего сельца Тельмячеево – всего более 1200 душ, «все православные». О месте бывшего Сретенского храма у Клязьмы в те времена напоминала ветхая и всеми забытая часовня-столбик. Первый удар по храму нанесён в апреле 1922 г., когда изъяли серебряную церковную утварь общим весом 26 килограммов. В ноябре 1923 г. была зарегистрирована община при храме в составе 148 человек. Казалось, беда миновала: богослужения проходили регулярно, хоть и приходилось получать разрешение на их проведение. 7 марта 1930 г. Сретенская церковь была «приговорена» к закрытию решением горсовета. Причина – обращение жителей Солдатской слободы и Красного городка с требованием передачи храма «под культурно-просветительное учреждение, какового указанные районы лишены». Прихожане встали на защиту своей церкви, написав жалобу во ВЦИК, и церковь оставили общине. Вторая попытка закрыть Сретенский храм также не увенчалась успехом. Доводы о «контрреволюционной поповщине, выколачивающей деньгу» и «богобоязненных старушках», «религиозном дурмане» и ненавистном колокольном звоне снова не возымели действия. Правда, церковь лишилась своих голосов, среди которых был и тот самый колокол в 100 пудов весом. До самого последнего дня в храме продолжал служить Михаил Степанович Беляев, ставший настоятелем в далёком уже 1888 г. Отважный батюшка вместе с прихожанами всеми силами препятствовал его закрытию, продолжая проповедовать слово Божие среди повальных арестов и расстрелов. 29 апреля 1937 г. НКВД направляет в горсовет циркуляр о закрытии Сретенской церкви… Осквернённый храм побывал и мебельным складом, и деревообрабатывающим предприятием. Массивные стены, на «ветхость» которых ссылались товарищи при ликвидации церкви, выдержали все невзгоды и испытания советского гнёта. Церковь как и прежде сияет, лаская и радуя глаз, своим возвращением доказывая о неминуемой победе Света над Тьмой. 15 февраля 1939 г. Владимирский горсовет закрывает очередную церковь - Сретенскую в бывшей Солдатской слободе. 16 января 1940 г. Верховный Совет РСФСР утвердил постановление Ивановского облисполкома от 9 мая 1939 г. о закрытии Сретенской церкви и передаче здания церкви Владимирскому горсовету. 20 января облисполком переслал постановление в горсовет для объявления его верующим. Таким образом, к 1940 г. во Владимире осталась одна действующая церковь - Князь-Владимирская на городском кладбище. В 1992 г. в храм был вновь открыт. Первое Богослужение после открытия храма было совершено архимандритом Маркеллом Егоровским 15 февраля 1992 г., в 10 утра отслужен водосвятный молебен и совершен первый Крестный ход вокруг храма. Отопления не было, окна на время были заложены кирпичом, хламу, как писал архимандрит Маркелл в Богослужебном журнале, было до потолка. Но уже к началу Великого поста, в том же 1992 г., службы в храме стали проходить ежедневно утром и вечером. Отопление уже было готово к Святой Пасхе, снята кирпичная кладка с окон, были остеклены новые и частично отремонтированы старые рамы, покрыта и покрашена крыша, отремонтированы полы. С 1994 г. началось строительство двух иконостасов и по благословению архиепископа Евлогия положено начало фресковой живописи по образцу древнерусской московской школы. Ремонтные работы по восстановлению храма продолжались. 12 июля 1998 г., Высокопреосвященнейшим Елогием был освящен главный престол храма в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери в городе Владимире. Так был открыт новый период в жизни храма.
Свято-Троицкая церковь
Адрес: Музейная улица, д. 8
Время первоначального основания здесь храма точно не известно, но известно, что в нач. XVIII в. деревянная церковь здесь уже была, потому что значится в описной книге Владимирского кремля за 1625 г. Значились храм "Троицы Живоначальныя" и "храм теплый преподобного Сергия", и "двери царские, и образа, и книги, и сосуды, и колокола"...
1 октября 1719 г. во Владимире произошел страшный пожар, жертвой которого сделалась половина города. Сгорели следующие церкви: Пятницкая, Дмитриевский собор, Борисоглебская, Троицкая, Рождественская, Николо-Кремлевская, Рождественский монастырь, Богословская и Ильинская, монастыри Богородицкий и Сергиевский, сгорело 79 посадских тяглых дворов, гостинный двор и земская изба.
Каменная Троицкая церковь построена в 1740 г. и относится к числу лучших памятников архитектуры XVIII в. во Владимире. После закрытия церкви в нач. 1930-х гг. и до нач. 1990-х гг. здесь размещался архивный отдел музея. Богослужение в храме возобновилось в 1993 г. Здание церкви представляет собой восьмерик на четверике с полукруглой апсидой и помещением трапезной, сложено из красного кирпича, побелено. С северной стороны к основному объему примыкает придел, с западной - высокая трехъярусная колокольня, увенчанная высоким шпилем. Декоративное оформление выполнено в стиле, характерном для посадских храмов кон. XVII – нач. XVIII вв.
Домовая церковь Елисаветы Феодоровны
при Владимирской городской клинической больнице скорой помощи (Красный крест)
Адрес: ул. Горького, д. 5
Здание больницы построено в память 300 летия царствования Дома Романовых. Церковь при больнице освящена 1914 г. в честь св. великомученика Пантелеимона.
Была закрыта в конце 20-х гг. ХХ столетия (сохранилась опись имущества храма, составленная при его закрытии). Возобновлена в 2009 г., при возобновлении переосвящена в честь преподобно-мученицы Елисаветы.
Церковь Троицы-Живоначальной
Дворянская улица. 1909-1913 гг. Справа сад за забором на углу Дворянской и Летнеперевозинской улиц, до строительства в 1913 г. на этом месте старообрядческой церкви Троицы-Живоначальной.
Дворянская улица. 1909-1913 гг. Слева: угол Летнеперевозинской улицы с деревянным домом и садом, огороженными забором (до строительства в 1913 г. на этом месте старообрядческой церкви); перед забором рекламная тумба - цилиндрическая, на восьмиугольном цоколе; далее каменный двухэтажный дом и другая застройка (не сохр.). Справа: женская гимназия с двумя навесами у входов (1870, архит. Н.А. Артлебен; с западной пристройкой по проекту 1902; виден боковой восточный фасад).
Троицкая старообрядческая церковь построена во Владимире 1913-1916 гг. к 300-летию императорского Дома Романовых по проекту архитектора С. М. Жарова на средства купцов-старообрядцев и является последней культовой постройкой в дореволюционном Владимире и одним из последних в стране.
Здание выполнено из красного кирпича в псевдорусском стиле. Сооруженная так называемой "крестовой кладкой", с высокой главой и колокольней, церковь является образцом новой строительной техники того периода, сочетая в себе элементы различных архитектурных стилей. Владимирцы называют ее "Красная церковь". По рассказам старожилов, в ней был красивый, резной, из черного дуба иконостасс иконами, написанными по древним образцам ХVI-ХVII вв. Храм имеет прекрасные акустические свойства, позволяющие и сегодня устраивать в нем выступления хоровых коллективов. Службы в храме продолжались до 1928 г. В 1960-е гг. храм предполагалось снести и тем расширить сложившуюся площадь, но стараниями общественности и при активном участии писателя В. А. Солоухина церковь сохранили. В 1971-1973 гг. храм был реставрирован.
В мае 1974 г. под его сводами разместилась выставка Владимиро-Суздальского музея "Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка". В цокольном помещении с 1994 г. работает художественный салон.
При Владимирском Государственном Университете
Адрес: ул. Белоконской, д. 5
В 2007 г. – решением ученого совета ВлГУ утверждено Положение о попечительском совете по строительству университетского храма. Совет создан в составе: архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, ректора В.В. Морозова, спонсоров Ворожейкиных Владимира Константиновича и Валентины Михайловны. Епархиальным архитектурным отделом разработан проект храма. Началось строительство. В октябре 2007 г. – местная православная религиозная организация «приход во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Владимира» получила государственную регистрацию. Настоятелем прихода назначен священник Сергий Минин. При храме созданы библиотека и аудитория для православного студенческого объединения. 4 октября 2007 г. – архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием в сослужении с духовенством епархии совершен чин закладки камня в основание будущего храма. Установлен крест на месте строительства будущего храма. 22 мая 2008 г. – во время празднования Дней славянской письменности и культуры состоялись торжественное поднятие крестов на главку храма.
5 ноября 2008 г. – торжественное освящение университетского храма во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В апреле-мае 2008 г. – мироточение икон храма.
По просьбе ректора Владимирского Государственного Университета насельники Свято-Боголюбского монастыря оказали помощь по внутреннему обустройству нового университетского храма в честь свв.равноап. Кирилла и Мефодия. Был сделан позолоченный двухярусный иконостас, установлены мраморный престол и жертвенник, подарены центральное паникадило, набор колоколов и богослужебная утварь, сестрами монастыря написана храмовая икона, для которой был изготовлен специальный киот.
КНЯЗЬ ВЛАДИМИРСКИЙ ХРАМ
Князь Владимирский храм построен в честь Святого Равноапостольного Князя Владимира - крестителя Руси. Воздвигнута в 1785 г. на средства горожан, как церковь при загородном кладбище. В 1891 г. церковь была утеплена, установлен новый иконостас, расписаны стены. Князь Владимирский храм - это единственная в городе церковь построенная в духе классицизма. Служба в храме не прекращалась даже во времена советской власти. Церковь, дошедшая до нас без существенных перестроек, имеет три престола: во имя Святого Равноапостольного князя Владимира; во имя праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчницы и во имя святых мучеников Адриана и Наталии. По легенде храм стоит на месте священной рощи Кузявка в бывшей Яриловой долине, тут в дохристианские времена стоял идол Ярилы и совершались языческие обряды.
Адрес: ул. Большая Нижегородская, д. 71а (на территории старого кладбища).