Четверг, 21.11.2024, 23:36

ЛЮБОВЬ
ПОЗНАНИЕ
КНИГИ
СЕМЬЯ НОВОГО ТИПА. ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ-ДРУЖБА.
КАК НЕ ОРАТЬ. ОПЫТ СПОКОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
ПРАВОСЛАВИЕ
МЕНЮ
Категории раздела
Слово [8]
Лингвоэзотеризм [16]
Эзотерика [3]
Баннеры
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » Лингвоэзотеризм » Слово

Слово-Творение

СЛОВО

Андрий Будугай

Филологам-эзотерикам из Софии Элке Калиновой и Марии Пешево. В древности, когда мир воспринимался не через призму интеллекта и материально-прагматически-потребительского подхода, а и через все тонкие тела человека (так сказать, всеми фибрами души), мистически-религиозно, в древности слову придавалось очень большое значение. Оно было куда большее, чем то значение, которое мы уделяем слову сейчас, когда происходит своеобразная девальвация всех духовных ценностей и буквально лавина разного рода подмен накрывает все сферы жизнедеятельности человечества. Попробуем по своему «реставрировать» хотя бы некоторые из аспектов слова.

1. Слово-Творение

Если мы откроем одну из самых известных и читаемых книг человечества Библию на первой же странице, то практически в самом её начале, в 3-м стихе 1-й главы Бытия встретим такие слова: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». И далее: «И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью». Словами «И сказал Бог» начинается описание и второго, и третьего, и последующих дней творения.

А святое благовествование (=евангелие) от апостола Иоанна, самого мудрого и преданного из учеников Иисуса Христа, начинается словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть, что начало быть. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков».

Когда Кирилл и Мефодий совершали свой поистине духовный подвиг – осуществляли перевод Библии с древнегреческого на церковнославянский [1], – то не могли сначала найти точного соответствия понятию «Логос» в славянских языках. В то время славянство проходило, образно говоря, ещё стадию детства [2] и его менталитет ещё только формировался во что-то самостоятельное. В зрелой же эллинской культуре понятие «логос» включало в себя довольно много значений: слово; понятие, учение; речь; отношение; мысль, разум. Гераклит определял термином «логос» также всеобщую закономерность, а идеалистическая философия – духовное первоначало; мировой разум; абсолютную идею; откровение; основную сущность всего мира; образ Божий; внешнее выражение вечно сокрытой причины. В эзотеризме логос – это ещё и проявленное божество нации или народа, а также демиург, творящий, эманирующий из себя.

Эквивалентом понятию «логос» переводчиками была выбрана лексическая единица «слово», которая за счёт такой своеобразной трансплантации смысловой нагрузки значительно расширила область своих значений.

Как утверждает украинский исследователь мифов о языке Юрий Комар, в древности «слово считалось настолько сильным средством влияния на окружающую среду, что само его произношение не могло, как представляли, пройти бесследно. Точно так древнеегипетский бог Птах создаёт весь мир и первых людей «языком и сердцем» – задумав творения и выразив [3] задуманное. Такие представления были распространены и в древней Месопотамии – междуречье Тигра и Евфрата. Слово одного из главных шумерских богов – Энлиля – «небесам – опора», «земле – основа». Исходное состояние Вселенной – когда «ничего не названо», а, значит, ничего не существует».

Другими словами, процесс творчества-творения в первоначальном виде есть ни что иное, как акт материализации, уплотнения мыслеформы через слово, как бы её «затвердевание». Заметим, что в древнерусском лексема «творити» означала «считать, полагать», а др.рус. «творець» – «кто исполняет, исполнитель». Видимо, не случайно в славянских языках слова «твёрдый», «утверждать», «твердь», «тварь», укр. «тварина» («животное»), «творение» [4] – этимологически родственны. К ним примыкают также сокоренные лексемы «притворство» и даже укр. «потвора» («чудище; чудовище») [5].

В языке можно найти ещё примеры связи слова и творения, уплотнения-утверждения слова-идеи. Вот некоторые из них:
1) «слово» и «условие», то есть переход энергии мыслеобраза, мыслеформы через слово в измерение трёхмерного материального мира, где существуют физические тела; слово становится фактором физического существования, средой, в которой живёт всё, имеющее физические тела, а в глобальном понимании – Вселенной [6];
2) укр. «мова» («язык») и укр. «умови» («условия») пример, аналогичный первому;
3) греч. logos и однокоренные санскр. loka («мир, пространство») и лат. lex [7] («закон») – принцип мироустройства;
4) рус. «речь» и сокоренное укр. «річ» («вещь»), результат уплотнения слова; они связаны с лат. res («вещь, предмет, дело») и лат. realis («действительный, реальный»), то есть «реализованная речь, овеществлённое слово»;
5) лат. vox («звук, голос; слово, язык»), лат. verbum (одновременно «слово» и «действие», глагол-процесс), др.рус. «врать» («говорить»), нем. Wort («слово»), рус. «вещь-овеществление» (уплотнение слова), ст.сл. «вещь» (с одной стороны – «голос, звук, слово», а с другой – «предмет, вещь»), ст.сл. «вещать» [8], «увещевание», рус. «весть», «провозвестие», «повесть-повествование», «совесть» [9];
6) лат. for, fari от корня fa- (=санскр.bha- > санскр. Bhagavan – «Бог, Творец») со значением «говорить» и лат. facio, facere («делать; изготовлять, строить»), лат. facies («внешний вид; образ; фигура, форма») [10], лат. «фаза», лат. fact [11], слова латинского происхождения «фабула», «фабрика» и другие;
7) ст.сл. «деяти» («говорить») и ст.сл. «деяти ся» («происходить, делаться») > рус. «деть, дену» («положить, поместить, спрятать»), «надежда / надёжно» [12], греч. thesis («положение»), рус. «дело / делать», «действие» и, возможно, «дети» [13];
8) готское razda («язык») и заимствования из готск. «горазд», «гораздить» («делать, строить, придумывать»), «угораздить» [14]; 9) ст.сл. «казати» («говорить»), лат. casus («случай, участь») и лат. causa («причина»), рус. «показать» (указать на факты, что-то материализованное), «сказать», «сказка» [15], «искажение» [16];
10) англ. word («слово») и, вероятно, англ. world («мир») – слова, которые в древности могли быть этимологически связаны между собой, как и нем. Wort («слово») и Welt («мир»);
11) английские слова thing («вещь, предмет») и think («думать, мыслить, обдумывать; считать, полагать; понимать, представлять (себе)»). На то, что эти слова когда могли иметь общий корень косвенно может указывать то, что звуки g-k чередуются.

Перечисленные примеры, пожалуй, можно дополнить цитатой, взятой из книги «Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках» [17] Марка Маковского. «Вещь … отождествлялась со словом. Ср.: др.англ. ceatta «вещь», но англ. chat «болтовня»; тох. А wram «вещь» < и.е. *uer- «говорить»; хет. memiia(n) «слово, речь», но также «вещь»; арм. ban «слово», но также «вещь»; польс. rzecz «вещь, предмет», но также «речь»; нем. dingen «выступать, говорить», но Ding «вещь». Сравните также: аккад. awatu «слово, речь», а также «вещь» (о которой идёт речь); шумер. inim «слово». а также «вещь; дело»; кит. hua «язык, слова», а также «вещь»; др.-евр. dabhar «слово; вещь»; язык эве nya «слово», а также «дело, событие, вещь»; язык фула hala «слово», а также «дело; вещество; вещь».

Всемирно известный теософ Анни Безант в своей работе «Древняя мудрость» писала: «Мы признали за источник, из которого происходит вселенная, проявленную божественную Сущность, именуемую Логос или Слово. Это взятое из греческой философии наименование в совершенстве выражает древнюю идею: Слово, раздающееся из Безмолвия, Голос, Звук, посредством которого миры вызываются к бытию».
А в своём труде «Загадки жизни и как теософия отвечает на них», популяризирующим основы теософии, Анни Безант указывает: «Весь мир есть не что иное, как произнесённое слово… И в Космосе, и в человеке одинаково заключено это свойство звука, без которого не может быть формы, звука – строителя формы, рождающего её. Всякий звук имеет отдельную форму и заключает в себе троякое свойство: одно – рождающее форму, другое – удерживающее её, и третье – разрушающее её».

Подобным суждениям можно найти подтверждение в языке. Так, например, лексемы «слово», «славяне» [18], «слава», «слыть», «слышать», «слушать», «слух» – одного гнезда. Можно допустить, что общего происхождения с лексемой «слово» и группа слов «посол», «слать» [19], «сулить» («обещать»).

Если учесть, что звуки с/з, л/в, к/х чередуются, то несложно увидеть, что слова «слух» и «звук» – два полюса одного и того же понятия. Это совпадает с положением эзотеризма, согласно которому свет создал такой орган как глаз, а звук – ухо. С лексемой «звук» сокоренны также «звучать», «звон», «звенеть», «звать», «называть», лат. «vox», имеющее одновременно значения «звук», «голос», «слово», «язык».

Синонимом слову «называть» можно считать лексему «именовать», сокоренную русскому «иметь» и ст.сл. «имать» («брать, взять»), связанное и с именем [20], и, в определённой мере, – с объёмом. В свою очередь объём связан с формой, в которой обитает суть-дух имяносителя. Вспомним из физики, что звуки, сменяя друг друга, меняют и конфигурации мельчайших песчинок, положенных на пластинку рядом с источником звука: каждый звук связан с обитателем определённой части Космоса и образует свою форму.

Лексемы «объём», «съёмка», «приём», «заем», «ёмкость» имеют основу «ём-», образованную от ст.сл. «имать» и имеющую значение «то, что собрано». К этой группе примыкают и слова с основой на «ять» [21], сокоренной ст.сл. «имать»: «объять», «обойма», «разнять», «отнять», «снять», «изъять», «память», «внять». Однокоренными с ними являются слова «внимание» [22] и «понимать»: ср. болг. «разбирам» («понимаю»), сокоренное «брать» и рус. «понимать», также сокоренное «брать». Без направления внимания на объект изучения [23] не будет и понимания его, а память сознательная обладает лишь тем, на что мы обратили внимание, что мы взяли рецепторами - «руками» своего сознания: вся остальная информация уходит в область подсознания. С «именем» сокоренны ещё слова «имущество» и «имение» [24].

Таким образом, звук, слово, форма и имя [25] тесно взаимосвязаны. Как отмечал Владимир Шмаков в своём относительно известном эзотерическом труде «Основы пневматологии» [26], «По своей онтологической природе всякое имя вещно… Знать истинное имя вещи – значит знать её сущность, творить её в прямом и полном смысле этого слова. …Ведение (ведание, знание – авт.) имени есть не филологический подход и не механическое произнесение звуков, но слияние с ритмом индивидуального естества, сращение с Логосом… Имя есть форма духа».

Выдающийся теософ Нина Павловна Рудникова [27] в своей работе «Солнечный Путь. Арканы Таро» указывала: «Слово – это формула, определённым образом группирующая вибрации творческой силы». Слово также является орудием мышления, а в прошлом и в будущем – и орудием творения. Можно, по словам одного из титанов русской философско-религиозной мысли Павла Александровича Флоренского [28], сказать, что текст есть развёрнутое слово, о слово – свёрнутый текст. Можно выделить своеобразные смысловые иерархические уровни, образующие единую систему: звук – слог – слово – фраза – предложение – (абзац) – текст.

Как и звук, любое слово несёт в себе энергию. Энергией обладает слово даже тогда, когда оно находится не в озвученной, а в письменной форме. Греческое же слово «энергия» происходит от греч. «эргос, эргон», которое имеет значение «работа, дело» и основа которого присутствует в словах «хирург» («работающий руками»), «литургия» (букв. «общее дело») [29], «демиург» («создатель») [30]. Энергия, вложенная в слово, начинает выполнять свою работу при контакте (букв. «соприкосновении») с тем сознанием, которое реагирует на него («реакция» – это «ответное действие, работа») и вызывает своеобразную цепную реакцию, причинно-следственную (= кармическую) связь.

Слово можно сравнить с геном в биологии. По своей природе ген является своеобразной кристаллизацией вибраций души, программой разворачивания её сути, потенции в физическом мире. Ген – посредник между духовными и физическим планами, он подобен перемычке в песочных часах, через которую небесное перетекает в земное. Слово, язык народа – это его генетический код, на котором строится менталитет, культура, история данного народа. Но об этом немного более подробно будет сказано в следующей главе.
Функцию гена на разных уровнях (племя, народ, сверхнарод, человечество) выполняют и мифы в их метаисторическом понимании. Первоначальное значение лексемы «миф» (греч. mythos) – «слово, предание». То, что сейчас, благодаря долгому и последовательному влиянию «недоброжелателей рода людского», воспринимается большинством людей как иллюзорное [31], «мифическое», на самом деле является ключом к разгадке многих тайн бытия, мостом в духовные миры, уцелевшими обрывками профанированных к нашему времени глубоко эзотерических, оккультных знаний.

Перевернувшие всё с ног на голову материалисты (а точнее – атеисты) утверждают, что мифы придуманы невежественными людьми. Но на самом деле мифы, как и языки, давались людям сверху руководящими эволюцией на планете Иерархами. Передавались они через посвящённых в устной форме. Поэты-посвящённые облекали многие из мифов в стихотворную форму, которая более надёжно сохраняла в целостности содержимое мифа и значительно облегчала процесс запоминания информации. Благодаря упорядоченной форме стиха также сводились к минимуму возможные искажения смысла мифов неофитами, которые ещё не достаточно глубоко понимали суть переданных им в стихах эзотерических знаний.

Уместно привести слова о значении мифов выдающегося визионера средины 20 века Даниила Леонидовича Андреева [32]. В своём эпохальном духовном труде «Роза Мира» в третьей главе 2-й книги визионер уделяет достаточно много внимания сложной эзотерической природе мифа. Миф по Даниилу Андрееву – это «вторая реальность», над человечеством надстоящая, в которую сознание человечества «входит частью своего существа и в которой таятся руководство его становлением и корни его судьбы».

Другими словами, миф – это Слово, которое помогает развиваться человечеству в целом и его отдельным подразделениям (расам, сверхнародам, народам, нациям и т.д.), огромная мыслеформа-эгрегор создателя человечества со всеми её частями. Каждый народ, имеющий кроме общечеловеческих ещё и свои частные, национальные задачи, имеет и свои национальные мифы, подкрепляемые Небом. Информация о них, по всей вероятности, заложена и в национальном языке, формирующем менталитет народа и направляющим его по определённому пути развития.

Можно сказать, что Слово, первопричина – в его сакральном значении – это понятие трёхипостасное, где одна ипостась – Первослово-эйдос Верховного Творца, вторая ипостась – слово-звук, посредник между духовным миром и миром физическим, атрибут человеческой речи, и третья ипостась – это слово воплощённое, мир материальных форм.

Своеобразным подтверждением этой мысли может послужить и авестийская религия, где Верховному божеству Ахурамазде, являющемуся предводителем сил добра, противостояла троица сил зла: Ангро-Майнью, Друджа и Айшма. Имя первого переводится как «Злая мысль», имена двух остальных – «Злое слово» и «Злое дело»: та же трёхипостасность, но только со стороны Сил Тьмы, которые, впрочем, строят свои миры по аналогии с мирами Сил Света.

[1] А, по сути, староболгарский.
[2] Представитель молодой 6-й субрасы 5-й коренной, арийской расы.
[3] Буквально «высловив»: ср. укр. «висловити» означает «выразить», то есть «излить в словах».
[4] Синонимом к лексеме «творение» является слово «создание» < др.рус. «зьдь» («глина») > «создатель»; «зодчий». Отсюда получаем, что «здание» – это творение рук человеческих, а «тварь» и укр. «тварина» – творение рук существ более высокого, чем человек, уровня развития. Хотя в некоторых случаях такое разделение становится уже условным. Так, например, визионер Даниил Андреев в книге «Роза Мира» говорит о том, что есть духовных мирах планеты Земля измерение, в котором живут (именно живут, потому что они в буквальном смысле живые) великих творений архитектуры, детища гениальных зодчих. Это пятимерно-пространственный слой, носящий название Фонгаранда. И этот слой не является единственным исключением. Вот что Даниил Андреев пишет о другой неожиданной для нас стороне эволюции: «Ещё более странным покажется то, что касается не живых зверей, а некоторых детских игрушек. Я имею в виду всем известных плюшевых мишек, зайцев и тому подобные безделушки. В детстве их любил каждый из нас, и каждый испытывал тоску и боль, когда начинал понимать, что это – не живые существа, а просто человеческие изделия. Но радость в том, что правее не мы, а дети, свято верящие в живую природу своих игрушек и даже в то, что они могут говорить. Нашим высшим разумом мы могли бы в этих случаях наблюдать совершенно особый процесс творения. Сначала у такой игрушки нет ни эфирного и астрального тела, ни шельта [первое из материальных облачений монады – А.Б.], ни, само собой разумеется, монады. Но чем больше любим плюшевый медвежонок, чем больше изливается на него из детской души нежности, тепла, ласки, жалости и доверия, тем плотнее сосредоточивается в нём та тончайшая материя, из которой создаётся шельт. Постепенно он создаётся и в самом деле, но ни астрального, ни эфирного тела у него нет, и поэтому тело физическое – игрушка – не может сделаться живым. Но когда игрушка, полностью насыщенная бессмертным шельтом, погибает в Энрофе [имя нашего физического слоя с тремя измерениями пространства и одним измерением времени – А.Б.], совершается божественный акт, и созданный шельт связывается с юной монадой, входящей в Шаданакар из Отчего лона. В Эрмастиге, среди душ высших животных, облечённых в астрал и эфир, появляется изумительное существо, для которого именно здесь должны быть созданы такие же облачения. Существа эти поражают не красотой и тем более не величием, а той невыразимой трогательностью, какой размягчает наши суровые души вид зайчонка или оленёночка. В Эрмастиге эти существа тем прелестнее, что даже в соответствовавших им игрушках никогда не было ни капли зла. Они чудесно живут там вместе с душами настоящих медведей и оленей, получают там астральное тело, а потом поднимаются в Хангвиллу [высший слой в сакуале, группе миров, предназначенных для восхождения душ животных в посмертии – А.Б.], как и все остальные».
[5] Негативную семантику имеет и родственная этой группе слов лексема «вытворять».
[6] Название её (вселённая = населённая – калька с греч. «ойкумена», где «ойкео» – «обитаю, населяю, живу») указывает на то, что она вся живая.
[7] Лат. lex лат. lexica – набор слов - «законов».
[8] По сути «овеществлять слова и мысли в материальные образы, доступные чувствам».
[9] Совесть – это слово, глас Божий в человеке.
[10] Уплотнение мыслеобраза-мыслеформы.
[11] По сути, результат воплощения-уплотнения for, fari.
[12] «Надежда» др.рус. «дети» («класть»); «надежда» – то, что положено в основу.
[13] Те, кого «положено» иметь и в кого надо вкладывать свои силы; ср. выражения «быть в положении» и простонародное «делать детей».
[14] Вероятно, попасть под влияние чьего-то недоброго слова.
[15] «Сказки» – первоначально это литературно обработанные рассказы, используемые при инициациях, об изначальном, положенном в основу творения-мира.
[16] «Искажение» – это извращение первоначального слова-идеи; ср. др.рус. «казити» – «искажать, портить»; «портить» < ст.сл «ректи-рот» – «говорить». Не случайно Александр Пушкин говорил: «Определяйте значения слов… и вы избавите свет от половины его заблуждений».
[17] Работа, изобилующая множеством лексического материала, но в которой, по всей видимости, далеко не всё стоит принимать однозначно.
[18] Одной из духовных задач славян есть постижение тайны слова.
[19] В той же магии посылать психоэнергию значительно легче через слова, чем просто через мысль.
[20] Иметь > имя > именовать.
[21] Др.рус. «яти» – «брать, взять».
[22] «Внимание» – это своеобразный «рецептор сознания».
[23] Вещи-слова в эзотерическом его понимании.
[24] «Имение» – то, чем обладает, что «взяло имя».
[25] Со всем его содержимым, сутью, сущностью.
[26] По сути, «Основы духознания».
[27] Нина Павловна Рудникова, русская эмигрантка, исследовательница эзотеризма и мистицизма, врач по образованию. Ученица известного в дореволюционной России учителя оккультизма Георга Мёбеса.
[28] Павел Александрович Флоренский (1882-1937), яркий представитель русской культуры Серебряного века, учёный-энциклопедист, философ-богослов и священнослужитель, астроном и физик, математик и инженер, публицист и поэт-символист, называемый русским Леонардо да Винчи и Михайло Ломоносов 20 века. Свою недолгую жизнь этот выдающийся мыслитель посвятил поиску вечных истин и места человека в Божественном мироздании. Репрессированный в 1937-м году сталинским режимом в Соловецком концлагере.
[29] То есть «то, что делается совместными усилиями».
[30] Видимо первоначально – «творец народа».
[31] «Иллюзия» < лат. illusio – «насмешка».
[32] Даниил Андреев (1906-1959), сын известного русского писателя Леонида Андреева, поэт-посвящённый.

Лингвоэзотеризм

Вес слова.
Слово. Часть 1. Слово-Творение.
Слово. Часть 2. Слово-Сознание.
Слово. Часть 3. Слово-Вера.
Слово. Часть 4. Слово-Клятва.
Слово. Часть 5. Слово-Заклятие.
Слово. Часть 6. Слово-Проклятие.
Слово. Часть 7. Слово-Воин.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Слово | Добавил: Jupiter (08.01.2013)
Просмотров: 2995 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
ИСТОРИЯ


Книги
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ВЛЮБИТЬСЯ В ВАС!
ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 
Сайт:


Copyright MyCorp © 2024