Регрессии в прошлые жизни дают ясное понимание того, что для многих душ болезнь является средством, обеспечивающим их духовный рост. Страдание и болезнь могут быть способом выработки новых качеств души или же «покрытия» прежних долгов, формой компенсации. Внутренний дискомфорт, разлад с самим собой также могут рассматриваться как преподаваемый нам драгоценный урок, а не в качестве кармического воздаяния. Это не мешает, однако, тому, что души могут перевоплощаться с психическим нарушением, что проявляется в конкретных внешних признаках, а также могут быть поражены какой-либо хронической болезнью или нести на себе бремя закостенелых ложных установок. Перечисленные и другие формы кармического опыта приводят в результате к страданиям и болезням. Души могут соприкасаться с данными темами не прямо, а опосредованно, через опыт своих близких, друзей, а также в процессе совместной работы, направленной на то, чтобы смягчить, уменьшить их негативное воздействие.
Причиной болезней является «отклонение от гармонии», которое может проявляться в форме нарушения равновесия, деструктивной (разрушительной) реакцией или дефицита, которые подлежат устранению (коррекции). В том, как проявляется карма утраты внутренней гармонии, можно усмотреть символическое указание на привычные в прошлом установки, намерения или действия. Не исключено, что дисгармония, «порча», могла возникнуть по причине допущенного душой злорадства или сознательного проклятья в чей-то адрес.
Недуги, и умственная отсталость, и астеническое телосложение можно рассматривать не как наказание за прошлые грехи, а сквозь призму обретения необходимого опыта, ведущего к искуплению грехов и отработке кармы. У неё много ликов, и проявляется она порой в неочевидной, труднопредсказуемой форме.
Кармические причины дисгармонии
- Беспокойство, неприкаянность души.
- Сознательное намерение, мотивация души.
- Потребность выработать определённые качества характера.
- Негативный опыт подавления боли, страданий, которые теперь властно требуют выхода наружу.
- «Субъективная» карма (карма характера).
- Зашоренность сознания, догматизм мышления.
- Лицемерие и отсутствие сочувствия к людям.
- Нежелание помогать.
- Органическая карма.
- Прямой «перенос», наследование душевной травмы или инвалидности.
- Искупительная карма.
- Заглушение в себе творческого потенциала.
- Конфликт между несколькими взаимоисключающими «персонами» из прошлых жизней.
- Стремление вновь проявить ярко выраженное негативное «эго» из прошлой жизни (или жизней).
- Проклятия или злопыхательство.
Физическое тело – это важный участок, на котором происходит отработка кармы в данной жизни, настолько важный, что порой от человека требуется мобилизация всех его сил, всей его воли для того, чтобы успешно «сдать экзамен».
Регрессивные «рейсы» души в невоплощённое состояние дают достаточный материал для утверждения, что для большинства душ накануне очередного воплощения выбор физической оболочки, равно как и его физиологических характеристик, является чрезвычайно ответственным делом. Часто тело служит для кармы «последней остановкой», последней возможностью реализоваться, поскольку первоисточник того или иного кармического состояния, проявляющегося явным, физическим образом, редко лежит в физической плоскости, разве что это обусловлено травмой, имевшей место в прошлой жизни. Чаще же всего его глубинной причиной выступает мысль, эмоция, зашоренность (догматизм) или духовный недуг (дисгармония), проявляющийся внешним образом.
Болезни – это средство, используемое душой в стремлении к более высокой степени совершенствования. Рудольф Штайнер в своей «Духовной науке» высказывает предположение, что часть болезней, выпадающих человеку, является средством уравновесить, выровнять действия и тенденции, имевшие место в прошлых жизнях; болезни предоставляют возможность воспитать в себе новые сильные стороны, новые ценные качества.
Отклонение от гармоничного состояния может иметь кармическую природу, а заболевание может быть формой духовного возрастания души, приобретения необходимого опыта.
Болезнь можно признать не только результатом цепи событий предшествующих жизней – она может нести в себе кармическую сверхзадачу, сообщая душе энергию для возрастания и достижения вполне определённых кармических целей.
БОЛЕЗНЬ, КАК ПУТЬ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
Регрессии в прошлые жизни дают ясное понимание того, что для многих душ болезнь является средством, обеспечивающим их духовный рост. Просматривавшие свои прошлые жизни предпочитают говорить о болезни не как о наказании, которому они подверглись за неправедность в прошлом, не как о средстве восполнения возникших когда-то «дефицитов», а как о возможности обнаружить в себе такие качества, как сострадание, терпимость, благодарность и другие достойные уважения добродетели; только при таком подходе душа поймёт, сколь необходимо продолжать взращивать в себе эти добрые ростки. Так же душе может быть необходимо пережить болезнь, чтобы помочь другим – либо посредством устранения коллективной кармы, либо путём предоставления другому человеку возможности стать на путь служения ближним, чтобы он мог взрастить в себе добрые посевы и встать вровень с душой, инициировавшей его духовный рост.
Сложные случаи
Многие случаи хронических заболеваний представляют собой сложное переплетение самых различных факторов. «У одной женщине был целый «букет» болезней, в котором, помимо всего прочего, пересеклись семейная карма, личная карма, включая кармическое хождение по кругу, а также глубоко укоренившиеся в структурах её сознания деструктивных ожиданий, искупительной кармы и стремление к духовному росту. Она была парализована вследствие очень редкого, преследующего и истребляющего их род заболевания. В их роду было очень сильным проявления генного материала по материнской линии. Вновь и вновь происходило «связанное», совместное воплощение женщин этой семьи, и в каждом из поколений наблюдалось проявление этого заболевания. Жаждущая исцеления, она с детства внушила себе мысль, что она – жертва проклятья, которое висело над их родом. В своей кармической памяти она восстановила по крайней мере две жизни, в течение которых страдала от этой болезни. Она мобилизовала все свои внутренние резервы для того, чтобы «зарубцевалась» эмоциональная рана её прошлых и нынешней жизни. В этом ей помогла медитация и цветочные сборы. Она научилась ладить со своим телом. Через два года она вышла из состояния паралича и смогла предпринять поездку в Австралию для того, чтобы получить консультацию у признанного специалиста по своему наследственному заболеванию. Впоследствии эта женщина стала основательницей ассоциации, объединившей людей, поражёнными различными наследственными недугами. Она подарила людям надежду, настроила их на борьбу с болезнью. От многих шаманов можно услышать, что, исцелившись сам, человек в силах исцелить семь предшествующих и семь последующих поколений. Эта женщина страстно хотела, чтобы это оказалось истинным. Столь же сильно её воодушевляла мысль, что её духовные прозрения, богатства, которые она обнаружила в себе самой, станут «работать» во имя исцеления всех страждущих».
Вот ещё один пример когда человек через преодоление болезней пришёл к созданию новых методик оздоровления, это Георгий Сытин. «…Последнее, восьмое ранение стало критическим. Осколок снаряда, попав в живот, застрял в области позвоночника. Вначале его не стали даже оперировать, оставили в холодном коридоре, умирать в бессознательном состоянии. Но когда во время утреннего обхода врачи увидели, что жизнь ещё стойко держится в его теле, сразу перевезли в операционную. Через три месяца госпиталей Георгия комиссовали из рядов Армии, присвоив ему первую группу инвалидности по ранению. «Обнадёжили», что мучиться с болями недолго, с такими ранениями долго не живут. Дали 150 ампул обезболивающего, шприц, иглу, стерилизатор. Посоветовали научиться делать уколы самостоятельно. Это и был в те годы полный арсенал помощи, которым медицина могла облегчить страдания инвалида. Отныне, день и ночь были посвящены тому, чтоб выжить, убрать бесконечную боль. «Я сильный, волевой и здоровый человек способный полностью управлять своим телом, своими ощущениями. Боль уходит навсегда из моего тела. Каждая клеточка моего тела здоровая, сильная» - эти слова его первого настроя. Благодаря этим и подобным словам ему удалось победить болезнь. Не просто преодолеть и выйти из обречённого и очерченного врачами круга, но и через несколько лет быть признанным медицинской комиссией годным к строевой службе. Летом 1948 года, на приёме у министра здравоохранения Ефима Ивановича Смирнова, Георгий Николаевич рассказал историю своего исцеления. Посетовал, что нет необходимых знаний для распространения этого метода и возможностей помощи всем нуждающимся. В тот же день, Сытин стал студентом врачебного факультета медицинского института. Через год на Учёном Совете Министерства Здравоохранения было принято решение об изучении и создании нового метода. Но первую степень кандидата наук, Георгий Николаевич защитил на кафедре психологии у давнего авторитетного педагога К.Н. Корнилова. Тема диссертации была посвящена воспитанию воли. Система метода родилась и утвердилась в педагогике. Самоубеждение – именно в нём присутствовало волевое усилие и желание справиться с любой проблемой. Первая практическая работа с методом самоубеждения в школах Днепропетровска дала столь поразительный результат, что помимо темы для научной докторской диссертации, стала популярным достоянием всего населения СССР… Георгий Николаевич уже при жизни стал легендой. Его работоспособности можно только по-хорошему завидовать. Более 150 изданных книг, сотни тысяч исцеляющих настроев. Поразительные результаты омолаживающей и восстанавливающей организм работы. В первую очередь все исследования, Сытин отрабатывает на себе. Настрои не имеют противопоказаний, и по природе своей не могут нести отрицательный или побочный эффект. Очевидно, всё это и позволяет Георгию Николаевичу в восемьдесят семь лет находиться в великолепной физической форме. Создатель Воспитывающей медицины и сегодня ведёт активный образ жизни. Теоретическая работа не мешает ему вести приём больных, работать над новыми настроями, участвовать в общественной работе Страны, совершать поездки в самые разные уголки страны. Только в прошедшем году им проделана огромная комплексная работа на двух крупных металлургических предприятиях России, открыт ещё один филиал Центра в Германии, и ещё один консультативный центр в США. Многие его работы имеют высокие отечественные и зарубежные награды».
Как быть, если болезнь не поддаётся излечению?
Случается и такое, что болезнь, которая, казалось, была излечена, вновь возвращается. Бывает и так: недуг оказывается настолько упорным, что его не удаётся преодолеть никакими силами. С кармической точки зрения тот факт, что заболевание носит хронический характер и не поддаётся излечению, означает, что душе необходимо проходить через этот опыт в течение более продолжительного срока. Здесь никакие усилия не идут в зачёт отработки кармы; и хотя порой можно достичь некоторого улучшения за счёт усердной «работы» (кармического выравнивания), тем не менее полностью излечить болезнь не представляется возможным в силу того, что кармическая причина слишком весома. Проникая в череду прошлых жизней одного из своих клиентов, Эдгар Кейси обнаружил, что желание этого человека исцелиться питается его неодолимой тягой к удовлетворению своих плотских аппетитов. Клиент был предупреждён, что если он искренне не захочет целиком перестроить образ своих мыслей не на словах, а на деле, помощь ему больше оказываться не будет.
«Молодой 34-х летний мужчина был поражён рассеянным склерозом. Во время первого считывания кармы ему было сказано, что хотя его заболевание носит кармический характер, тем не менее ему не следует терять надежду, потому что существует возможность оказать ему помощь при условии, что он готов эту помощь принять. Ему настойчиво советовали полностью изменить своё отношение к миру, устранить из сознания малейшие признаки ненависти и злобы, после этого он прошёл закрепляющий курс лечения. Через год он вновь разыскал Кейси и сообщил, что после незамедлительно последовавшего улучшения, которое держалось четыре месяца, случился серьёзный рецидив заболевания. В поисках ответа Кейси вошёл в транс, и ему открылось, что в то время, как этот мужчина точно исполнял все указания, предназначенные для телесного исцеления, его духовное начало оставалось без изменений. Рекомендация, обращённая к мужчине, звучала так: «…до тех пор, пока в вашем сознании будут присутствовать ненависть, злоба, несправедливость, ревность, до тех пор, пока что-то внутри вас будет противиться требованиям терпения, мужества в несении своего креста, братской любви, доброты, приветливости – бессмысленно надеяться на телесное исцеление от данной болезни». Другими словами, этот человек не сдал строгий экзамен по части духовных уроков, которые задал ему недуг для его же собственного блага.
Человек хочет излечиться, чтобы жизнь вернулась «в нормальное, привычное русло», но это говорит о его полном непонимании своего внутреннего разлада, нарастающего чувства неблагополучия. А смысл прочитывается однозначно: то, что раньше было нормальным, больше не является удовлетворительным. Необходима перестройка на духовном уровне, которая часто требует дополнений на уровне физическом. Если человек не проявляет готовности выполнять программу перестройки в полном масштабе, прежде всего на уровне сознания, никакое лекарство не подействует, потому что глубинная кармическая причина болезни сохраняется. Если болезнь призвана вызвать из глубин души терпение и терпимость, а на поверку мы сталкиваемся с грубостью и нетерпимостью, болезнь не отпустит человека. Аналогично, если стремящийся излечиться лелеет мечты вернуться к прежней жизни, заполненной различными непотребствами, излишествами, и потаканием собственным слабостям, а кармической причиной болезни как раз и являлась невоздержанность, та же причина будет действовать по-прежнему, а это значит, что рецидив болезни неизбежен.
Успех излечения может быть поставлен под вопрос, если сама душа (или другие люди), жаждущая исцеления займёт позицию самообвинения. То обстоятельство, что душа вершит суровый суд над собой, свидетельствует о том, что она ещё не доросла до понимания абсолютно справедливой и беспристрастной природы кармы. Если душа скатывается до жалости к себе самой вместо того, чтобы возвыситься до несущего положительную энергию чувства сострадания, в кармической цепи появится новое звено. Если суд вершится окружающими, это говорит о том, что они узурпировали право обвинять своих ближних. В таком случае приходится констатировать, что никому из пребывающих в данной инкарнации недоступно понимание того, почему кто-то возложил на свои плечи бремя болезни.
Когда мы говорим «карма», то не нужно подразумевать, что речь идёт о вопросах наказания или вознаграждения. Карма в первую очередь предполагает отыскание пути к гармоничному равновесию, нейтрализации неблагоприятных факторов прошлого. А это значит не только то, что в качестве необходимой предпосылки для кармического исцеления нам придётся не только пересмотреть белые установки, изменить своё сознание и поведение, но и пойти на иные изменения глубинного устройства. На душу может быть возложена миссия искупительной кармы, а может быть, таким образом она преподаст урок другой душе. Во всяком случае, недопустимо сводить исцеление к тому, что кому-то «стало лучше», «дела пошли на поправку».
Если в этом состоит высший, кармический замысел, кармическое исцеление, то есть устранение глубинной причины кармического заболевания (очищение) может иметь место и без внешних, регистрируемых признаков выздоровления. Только возвратившись в духовное пространство, душа сможет в полной мере уяснить смысл происшедшей с нею радикальной перемены.
БОЛЕЗНЬ ПРИВЕДШАЯ К ЛЕТАЛЬНОМУ ИСХОДУ
Западной медицине свойственно смотреть на смерть как на демонстрацию своего бессилия или совершённой ошибки: человек умер, потому что врач не нашёл достаточно эффективное лекарство и метод лечения. С кармической точки зрения данная ситуация может рассматриваться противоположным образом. Опыт болезни (но не исцеление от неё) как раз и мог быть средством восстановления кармического равновесия, ликвидации «перекосов», возникших в прошлых жизнях. А лекарством явились те черты характера, которых раньше не было, но они сформировались в процессе противостояния недугу на духовном уровне. Эту мысль высказывал Рудольф Штайнер, когда писал, что если исходить из понимания, что болезни (хронические заболевания) как горнила, чистилища для души, проходя через которое она усваивает важные уроки или вырабатывает необходимые качества; в случае, когда наступает момент, что физическое тело и другие «силы» перестают оказывать на душу негативное, возмущающее воздействие, можно считать, что искомое равновесие достигнуто. Недуг на этом «выполнил свою миссию», он больше не может ничего дать душе в смысле опыта. Человек мог бы выздороветь, однако до конца данной жизни возможностей для кармического возрастания ему может больше не представиться. И душа предпочитает смерть как переход в другую жизнь, где её ожидает возможность новой духовной работы, где ей вновь будет задан духовный урок. Таким образом, мы имеем достаточно оснований предположить, что и тот факт, что исцеление произошло, и то, что болезнь оказалась неизлечимой – равно как и то, что кто-то покидает этот мир очень рано,- всё это объясняется кармическими причинами. И смерть поэтому нужно воспринимать не как наказание, а как награду.
КОРОТКАЯ ЖИЗНЬ
Часто мы слышим вопрошение: «Почему тому-то и тому-то был отмерен такой короткий срок на земле? Что это, наказание? Скрывается ли за этим какой-то умысел?» На основании сеансов регрессии в прошлые жизни можно вполне определённо утверждать, что у каждой души свой особый резон для короткого земного существования в данном воплощении. В своей прошлой жизни кто-то мог встретить смерть в очень трагических обстоятельствах. Не исключено, что наложил на себя руки. В таких случаях душе бывает угодно воплотиться на очень короткое время: это можно назвать спокойным отдыхом от трудов искупления кармы. Короткая жизнь являет собой как бы щадящий режим адаптации, привыкания к мысли, что новое воплощение – это нужная реальность. Душа, совершившая в прошлом самоубийство, могла воплотиться с целью дожить до конца насильно прерванную жизнь.
В некоторых случаях ранний уход из жизни совершается после выполнения какой-то кармической миссии. После её завершения душа может счесть, что наступило время для возвращения в духовный мир. «Одна женщина потеряла ребёнка – дочку-подростка. Конечно, мать была подавлена свалившимся на неё горем, но всё же один момент служил ей утешением и придавал силы. Несколько дней перед смертью дочь находилась в бессознательном состоянии и постоянно являлась матери во сне. Дочь во сне ей рассказала, что после того, как между ними установился эмоциональный контакт, для неё пришло время покинуть этот мир, и матери не следует печалиться, потому что их общение не прерывается, просто оно отныне будет происходить в духовном мире. После смерти дочери, немного оправившись от этого удара, женщина стала оказывать психологическую помощь родителям, чьих детей унесла смерть. Прирождённая ясновидящая, она поставила свои уникальные способности на службу остро нуждающимся в помощи людям и помогала им выстоять, не согнуться от тяжести постигшей их утраты. Дочь тоже незримо участвовала в её работе как проводник или связной, доводя до сведения матери послания умерши детей и будучи их пастырем в путешествии на просторах другого мира».
Некоторые из умерших в детском возрасте, приходят на землю, чтобы преподать своим родителям урок. «Некто в своей прошлой жизни умер от последствий осложнений, возникших при родах. Во время сеанса регрессии ему был задан вопрос: «Каков высший смысл столь короткого – всего несколько дней – Вашего пребывания на Земле?» Ответ его был таков: приход был нужен не для него самого, а для его родителей, и именно этим объясняется свободны выбор его душой такого короткого срока. Выяснилось, что в другой жизни эти родители совершили сексуальное насилие против своего ребёнка, это стало причиной его смерти. Поэтому в следующем своём воплощении, несмотря на то, что они являли собой образец любящих и нежных родителей, им предстояло пройти через суровое очистительное испытание – потерю долгожданного ребёнка».
В других случаях, когда, проявляя огромную любовь и сострадание к умирающему ребёнку, родители воспитывали в себе отсутствующие у них, но крайне необходимые качества. Иногда родители поддерживают ребёнка, который сам проходит через испытания для приобретения необходимого его душе опыта.
Хронические заболевания
В органической карме находят отражение разные травмы и хронические заболевания, имевшие место в других жизнях.
Скажем, привычка потакать своим слабостям выходит наружу в виде ожирения или проблем с печенью. Тот, кто в прошлом увлекался кровопусканием, в следующей жизни может заболеть малокровием. Повреждение спины в предыдущей жизни может отозваться упорными болями в спине. Лёгочное заболевание в нынешней жизни может являться отдалённым последствием имевшего место в цепи перерождений туберкулёза и т.д.
По данным Эдгара Кейса, сексуальные излишества в одной жизни могут привести к эпилепсии в другой, Рудольф Штайнер же считал, что в подобных случаях последствием будет пневмония. Эпилепсия в нынешней жизни также может иметь первопричиной злоупотребление экстрасенсорными способностями в предыдущей жизни или неудовлетворительные результаты посвящения в духовную практику. Энергетическое поле подверглось искажающему воздействию. В итоге в «эфирном отпечатке», из которого развивается новое тело, запечатлелись все отклонения от гармонического состояния. Теософ Анни Безант связывала эпилепсию с алкоголизмом в предыдущей жизни: душу неодолимо влечёт в семью с генетически прослеживаемым пагубным пристрастием к возлияниям, что и обусловливает её предрасположенность к поражению нервной системы.
О позитивной органической карме мы говорим в тех случаях, когда душа усиленно потрудилась в прошлой жизни для того, чтобы укрепить, оздоровить определённый орган, скажем сердце. Накопленная позитивная карма может оказаться весьма полезной для души, когда потребуется мобилизация всех сил организма для преодоления болезни (немощи).
Источником органической кармы может быть и такой выбор души, который был сопряжён со страданиями для других людей. И когда душа снова возродится в новом теле, ей может быть назначено самой испытать всю мучительность навлечённых ею на других болей или травм.
По поводу желез нашего организма Эдгар Кейс писал, что часто именно через них карма обнаруживается на физическом уровне. Гланды очень чувствительны к разнообразной суггестивной (внушение, словесное и эмоциональное воздействие на человека) и психосоматической информации и могут сигнализировать о кармическом неблагополучии. На практике это означает, что кто-то по причине гормональных нарушений или нейроэндокринной патологии лишён возможности реализовать себя как социальное существо, и бурлящая внутри такого человека энергия находит самый непредсказуемый и предосудительный с точки зрения общественной морали выход. Он начинает совершать поступки, которые сам с пеной у рта осуждал в прошлых жизнях.
У Э. Кейса мы находим пример женщины, в прошлой жизни монахини, «холодной, суровой, нетерпимой к человеческим слабостям». Нарушения в эндокринной системе в период её полового созревания стали причиной болезненных кровотечений менструального цикла. Это неблагоприятно сказалось на её социальной активности, крайняя застенчивость обрекла её на затворническое существование. Она не научилась завязывать знакомства с людьми. Тем не менее через какое-то время эта женщина стала известной фотомоделью. Она чувствовала себя вознесённой на пьедестал, где пребывала холодная, как статуя, обозреваемая сотнями глаз, но в то же время отгороженная от окружающих невидимой стеной. Замужество только усугубило её проблемы: её муж оказался суровым, не склонным к сантиментам, нетерпимым человеком. Она задыхалась от отсутствия любви и простого человеческого тепла. Одиночество стало особенно нетерпимым, когда муж во время Второй мировой войны отправился служить далеко, за многие сотни километров от дома. Героиня нашего рассказа переехала в курортный городок, где пустилась «во все тяжкие»: сильно запила, стала гулящей. На первых порах пристрастие к спиртному помогало преодолевать болезненную застенчивость, однако очень скоро она втянулась и, что называется, не просыхала. Под влиянием алкоголя её поведение изменилось до неузнаваемости. Та, которая в прошлой жизни была монахиней, приобрела привычку полностью разоблачаться и появляться в общественных местах в костюме Евы. Когда она слышала гневное осуждение в свой адрес, можно сказать, она встречалась с самой собой из прошлой жизни лицом к лицу. Тогда она была настолько злобной и нетерпимой, что от неё доставалось каждому, кто не вписывался в её строгие пуританские рамки. И вот ей дана была возможность самой пройти через мучительный опыт, когда чего-то алчешь и не имеешь сил побороть своё неодолимое желание. Теперь ей не нужно было растолковывать, как может человек забыть обо всех приличиях, когда необходимо чем-то заглушить чувство одиночества, которое становится нестерпимым.
Связь между болезнью и травмой, имевшей место в прошлых жизнях
Болезнь может являться отражением дисгармонии души, а может представлять собой отпечаток травмы, имевшей место в прошлых жизнях. Английский психиатр Артур Гирдам пришёл к выводу, что определённые части (органы) нашего тела представляют собой благодатный материал для воспроизводства в новой жизни патологий, являющихся следствием травмы, имевшей место в прошлом. Очень часто, к примеру, при проведении сеансов регрессии обнаруживается, что боли в спине, на которые жалуется человек, являются отдалённым последствием травмы из его предыдущей жизни.
Так, одной женщине открылось, что когда-то она была матросом и ей пришлось пережить паралич. Рангоутный брус обрушился на его спину, и как раз в этом месте в её нынешней жизни была локализована боль. Но у этой кармически обусловленной травмы и последующего паралича было и другое измерение, которое проявилось уже в той жизни, когда произошёл несчастный случай. Прикованный к инвалидному креслу матрос попеременно испытывал чувство депрессии и приступы неконтролируемой ярости и обрушивал потоки брани на безответную, преданную ему дочь, которая всячески стремилась облегчить страдания отца. Ожесточение, вымещаемое на дочери, не прошло бесследно: в результате между отцом и дочерью возникло сложное кармическое взаимодействие, «сцепление», подобное тому, что характеризует шестерёночный механизм. В нынешней жизни женщины её дочь возвратилась к ней. Однако в этом воплощении она далеко не так свято относилась к выполнению своего дочернего долга, бурно выражая протест против попыток матери манипулировать ею. Каждый раз, когда дочь бурно восставала против диктата матери, та сразу начинала хворать и, ссылаясь на обострение болей, не поднималась с постели, таким путём заставляя дочь ухаживать за нею. Это был «порочный круг», разорвать который, казалось, практически невозможно. Даже после того, как дочь, выйдя замуж, покинула дом, мать продолжала требовать, чтобы она была неотступно рядом с нею. Иное просто не укладывалось в её голове, было выше её сил. Определённый сдвиг в лучшую сторону произошёл в результате предпринятого курса лечения во время сеансов регрессии, когда женщина находилась в промежуточном состоянии и ей была дана возможность воочию увидеть то, что она навлекала на свою голову упорным нежеланием выйти из тупиковой ситуации, разорвать кармическую цепь. Однако сеансы не помогли ей, и в конце концов всё возвратилось на круги своя: мать предпочла не менять свою позицию, а сохранить иллюзию безграничной власти над дочерью. Подобный программирующий эффект, перенос прежних установок, впечатавшихся в структуры сознания, в новую жизнь и является главным фактором, обусловливающим кармическое нездоровье.