18 СИДДХОВ
История традиции сиддхов насчитывает миллионы лет и начинается с рассказа о том, как в огромной пещере в Амарнате (кашмирские Гималаи) Шива посвящал свою супругу Шакти Парвати Дэви в крийя кундалини-пранаяму (искусство достижения контроля над дыханием). Шива Пураны содержат много описаний того, как Шива с незапамятных времён сидит, погружённый в медитацию, на тибетской горе Кайлаш. Он почитается всеми йогами как Бог, а всеми богами – как Верховный Бог. Позже на тибетской горе Кайлаш йог Шива дал посвящение и другим, в том числе сиддхам Агастьяру, Нанди Девару и Тирумулару. Впоследствии Агастьяр дал посвящение Бабаджи.
Сиддхи – это мастера, достигшие освобождения последней ступени. Первые три ступени святой Тирумулар называет «падамукти», а последнюю – «сиддхи» (совершенство). Тирумулар говорит, что тот, чей ум прозрачен и ясен как океан без волн, и есть Сиддх. Традиционно Сиддхи Южной Индии ведут свое происхождение от Шивы, которого тоже называют Сиддхом.
Сиддх – это достигший состояния единства дживы (души или монады) и Шивы, тот, кто реализовал Шиву в самом себе. Говорят, что он достиг Шиванубхава – состояния отсутствия двойственности или состояния слияния с Шивой. Такое состояние называют «джива-шива-айкья».
Сиддх – это йогин. Святой Тирумулар говорит, что живущий йогой и видящий божественную силу и свет благодаря йоге, и есть Сиддх. Он – экспериментирующий йог, достигающий совершенства путем совершения усилия над собой. О Сиддхах говорят, что, как йоги, они осуществляют тройной контроль – над дыханием, над семенем (контроль над всеми страстями и достижение состояния не-желания) и контроль над умом. Сиддх – это тот, кто сумел установить три вида контроля и поддерживает состояние гармонии и равновесия.
Слово "Сиддх" перекликается со словом «сиддхи», что означает «переживание Шивы». Сиддхишвара (Повелитель сиддхи) – одно из имен Шивы. Сиддхи указывают на обретение йогом той степени внутреннего развития, которая позволяет ему достичь конечной цели – освобождения. Ошибочно считать Сиддхов магами или аскетами, наделенными сверхъестественными способностями.
Не являются они и атеистами или агностиками, как некоторые думают. Они верят в бога, но не в бога той или иной религии: для большинства из них существует единый бог – Шива, без каких-то ограничений или определений. С точки зрения грамматики и философии, Шива – понятие безличное. Настоящее имя Шивы – «Это», «Тот» или «Таковой». Истинный Сиддх не ограничен рамками атеизма и веры.
Сиддх – свободный мыслитель и революционер, не позволяющий себе попасть под влияние догмы, писания или ритуала. Один из Сиддхов сказал: « Сиддх – тот, который сжег шастры». Сиддх – это человек, достигший ступени самореализации, где он более не связан предписаниями шастр, выйдя даже за рамки Вед. На этой ступени потребность следовать шастрам отпадает, поскольку между переживанием и словами, его описывающими, всегда существует расхождение.
Искать просветления в словах и идеях подобно ожиданию того, что рассказ о пище сможет накормить голодного. Одно лишь описание никогда не передаст опыта. Все шастры, Веды, Пураны и различные религиозные секты ограничивают людей своими рамками. Истина же является прочувствованным переживанием и ни одна шастра не может ее передать полностью. «Лицезрение фрукта на дереве не означает его осязания. Разве болезнь уходит при виде врача?».
Может показаться, что Сиддхи выступают против религиозных текстов, однако по своей природе они благочестивы. Они «набожные бунтовщики» внутри религии и, как таковые, не могут быть атеистами. Другой святой, Карай Сиддхар, проводит различие между настоящим Сиддхом и ложным, подчеркивая, что истинный Сиддх указывает на путь личного переживания, в то время как мнящий себя Сиддхом указывает на путь писаний.
Сиддх наслаждается совершенным блаженством, даже находясь в своем физическом теле, к которому он относится как к своему самому лучшему посреднику в познании высшей Истины. Подобно священным рекам, храмам, горам и прочим объектам, тело – это святое место паломничества к высшей Реальности. Шиваваккиар задает дерзкий вопрос: «Зачем нам идти к этим местам, когда порог находится в нас?». Сиддх знает, как сохранить тело при помощи солнечных лучей, звуковых волн (мантр) и медицины. Техника сохранения тела называется «кайа-садхана» и является попыткой достичь совершенного тела «сиддха-деха».
В общем, человек, обретший способность дематериализации и одухотворения тела и знающий, как преобразовать преходящий физический аспект в вечную сверхфизическую основу жизни, и есть Сиддх. Сиддх приобретает и владеет вечным духовным телом – «дивья-деха», и в состоянии окончательно разорвать кармический цикл самсары и освободиться от ограничений Пространства-Времени. Как пишет Мирча Элиаде, Сиддх – это тот, кто «понимает освобождение как завоевание бессмертия».
Примечательной чертой Сиддхов стало полное отсутствие культа поклонения божеству – они не монотеисты, поклоняющиеся одному местному богу. Ни один настоящий Сиддх в Тамил-Наду, включая Тирумулара, не преклонялся перед каким-либо божеством или личным богом – черта, отличающая Сиддхов от других святых, как, иапример, тамильских Вайшнавов или святых Шайвы. Мы можем сказать, что отличить истинного Сиддха от не-Сиддха можно по тому факту, поклоняется ли он или она какому-либо божеству.
Как утверждает Шиваваккиар, "Сиддх не поклоняется в храме ни одному богу". Баул поет о том, что "Путь к Абсолюту" закрыт храмами, мечетями и учителями». Памбаттичиттар говорит о том, что построившие храмы и посылающие молитвы местным божествам не достигнут стоп истинного Бога. Тирумулар отзывается о Сиддхах как о тех, кто не ступал по тропе ни одной из (сектантских) религий. Сиддхи не принадлежат ни одной из религий или самайам, что по-тамильски означает «обычай» или «правило».
Сиддхи отметают ценности и авторитеты священных писаний, остающихся привилегией индусской духовной элиты. Направление Сиддхов можно считать в индуизме традицией «не следования писаниям» или «безкнижия» (ниргрантха) – они остаются в стороне от любого письменного руководства.
Сиддхи принадлежат здесь к раскольнической, «альтернативной традиции». Выражение «альтернативная традиция» не означает «то, что противостоит традиции», но именно «традиция, которая противостоит». Сиддхи бросали вызов многим общепринятым положениям и традициям индусского Общества и индусской мысли. Они развенчивали идолопоклонство и ритуальность, а также молитвенное попрошайничество как путы, удерживающие душу от освобождения. Их язык был так же нетрадиционен, как и их жизнь – факт, приводящий многих людей на востоке к мысли о том, что Сиддхи – это скрытые буддисты, потому что буддизм тоже яростно критиковал доктрины индуизма.
Яснее разобраться в Сиддхах поможет одно из стихотворений Паттинаттара, в котором он перечисляет их особенности. Согласно ему, Сиддх – это:
- Тот кто бродит как привидение (что означает отречение, непривязанность к себе или обладанию чем-либо в мире), ибо когда нет собственности – не существует и несправедливости;
- Тот, кто отдыхает как труп (лично не заинтересован во всем происходящем);
- Кто ест как собака – что будет предложено ему в качестве пищи (не привередлив в еде, контролирует чувства и за все благодарен);
- Кто движется как лиса (подвижен и осознает призрачность эго);
- Кто уважает всех женщин, видя в каждой из них свою мать (признает в них кундалинищакти);
- Кто к любому существу относится как к свому другу (приходит на помощь как руководитель на духовном плане);
- Кто подобен ребенку (то есть проявляет крайнюю простоту, невинность и любовь).
Бхадрагирияр задает вопрос:
«Как же определить тот момент, когда человек получает вышеназванные качества Сиддха?»
В «Вайрагья-Сатака» Бхартрхари также говорится о характерных чертах йога. В этой связи можно упомянуть Вильяма Джеймса, который в своей книге «Разнообразие религиозного опыта» привел цитату одного итальянского мистика:
Настоящий монах ничего не берет с собой, кроме своей лиры».
«Жньянабодхагам» говорит о знаках отличия Сиддха и называет одну из его основных характеристик:
он ходит по миру незаинтересованно и бесстрастно подобно «движущемуся трупу».
В Индийской традиции Сиддхов делят на Натха, Раса, Махешвара и Сангата. Раса Сиддхи – врачеватели, в то время как Сангата – буддистские Сиддхи. Принципиальных расхождений среди этих групп, в общем-то, нет, и обычно Сиддх был не против оказаться посвященным одновременно в несколько групп. Чтобы считаться Сиддхом не требуется приверженность к какому-то вероисповеданию.
Сиддхи, принадлежащие школе Адинатха, называются «Натха Сиддхами». Их еще называют «канпхата» из-за того, что они прокалывают мочки своих ушей и в каждое отверстие вдевают тяжелое кольцо – даршана. Гаутама Будда обычно изображается с длинными мочками ушей, подразумевая, что и он когда-то носил подобное кольцо. Натха Сиддхи берут свое начало из Северной Индии и в их литературе можно найти тексты по Хатха-йоге, из которых самые известные это «Хатха-Йога-Прадипика», «Гхеранда Самхита» и «Шива Самхита».
Все члены данной группы к своим именам добавляют окончание «натх». Слово «натх» означает «господин» и в своем теологическом смысле сводится к наставнику Шиве. В этой связи будет интересно заметить, что слово «натх» происходит от слова, обозначающего веревку в носу животного, используемую для управления им. Возможно, Сиддхи позаимствовали это слово для обозначения человека, контролирующего ум с помощью йоги".
Сиддхи Южной Индии известны как Махешвара Сиддхи, провозгласившие «чистый путь» Тантры (иуддха-марга). В Индии Тантра развивалась по двум направлениям: вама (левая) и дакишна (правая). Вама - (левое течение) следует более ранним традициям Тантры, в которых больше используются мистические обряды и ритуалы, в особенности ритуалы пяти «М», включающие кровавые жертвоприношения, алкоголь и участие женщин. Дакщина-шрота (правое течение) в практике йоги придает основное значение вилья (знанию) и, соответственно, называется «чистым путем». Сиддхи Южной Индии принадлежат именно к этому течению.
Тамильские Сиддхи классифицируются по-разному. Согласно одной традиции они делятся на Балаварга, Мулаварга и Кайласаварга. У Тирумулара, Богара и Камбаликкатайму мы находим ссылки на то, что они принадлежат к традиции Кайлайа, а последний даже приводит список Сиддхов Кайлайа-парампары (Великих мудрецов). Агастья является гуру Кайласаварга Сиддхов. У Балаварга Сиддхов первым Сиддхом и гуру считается бог Муруга. Муруга – сын Шивы и Парвати и младший брат Винайаки.
В тамильской литературе Сиддхи ведут свое происхождение от Муруги. В описаниях он обладает природой пранавы (АУМ) и сидит верхом на петухе – убийце змей, символизирующих собой цикл воплощений. Муруга шестилик и имеет еще одно имя – Сканда, что является также названием техники удержания энергии семени. Сканда рождается лишь тогда, когда семя сублимируется и достигает центра сахасрары. В другой интерпретации Муруга, в качестве Сканды, пребывает на горных вершинах, которых, согласно традиции, всего шесть и одна из них – Палани.
Восхождение в гору для достижения Муруги символизирует эзотерический процесс возведения пробужденной Кундалини-шакти или силы змеи, к тесячелепестковому центру (сахасрара-чакре) на макушке головы. Шесть «опор» или адхар (чакр) – это шесть гор в литературных образах тамильских Сиддхов, и шесть ликов Муруги являются также их символом. Тирумулар считается гуру Мулаварга-Сиддхов. Тирумулам – другое название муладхара-чакры, психодуховного центра в основании позвоночного столба. С другой стороны, по мнению Баламайаха, эта школа Сиддхов не может принадлежать традиции Мулаварги, но является школой Нандиварги.
Согласно еще одной классификации, Сиддхи подразделяются на Иога-, Кайа- и Расавада-Сиддхов. Йога-Сиддхи, самые старшие, используют йогический метод, то есть Кундалини-йогу для достижения божественной обители в центре головы. Кайа-Сиддхи, появившиеся после Йога-Сиддхов, больше заняты преобразованием тела, чем достижением освобождения. Расавада-Сиддхи – алхимики и лекари. Хотя такая трехступенчатая классификация далеко не всегда отвечает конкретному случаю: Богара, например, можно отнести ко всем трем категориям сразу.
Нет единого мнения и в отношении точного количества Сиддхов. Карай Сиддхар говорит об одном миллиарде Сиддхов, а в традиции Буддизма их насчитывается восемьдесят четыре". Напиа Сиддхов известно всего девять. В Южной Индии, однако, традиционно упоминаются восемнадцать Сиддхов (аштадаса Сиддхи). Все школы составляют разные поименные списки и редко сходятся в этих именах. Некоторые имена – особенно Гораксанатха и Матсьендранатха - встречаются почти во всех списках.
Количество Сиддхов и их различные списки воссоздают примерную хронологическую картину. Большинство тамильских источников сходятся на том, что Сиддхов было восемнадцать, и называют их «Падинен Сиддхаргалэ. Число «84», встречающееся на севере и «18», распространенное на юге, имеют более мистическое, нежели историческое значение. Число восемнадцать – наиболее употребляемое в «Махабхарате». С этим числом ассоциируется понятие жертвенности и восемнадцать, похоже, считается символом человеческого существа в этом качестве.
В качестве числительного, восемнадцать играет определенную роль в алхимии. Так, в «Васешвара-Даршана» обсуждаются 18 способов производства ртути или 18 способов обработки жидкой ртути. В «Рамаяне» война длилась восемнадцать месяцев, а в «Махабхарате» восемнадцать дней; существует восемнадцать учений (Адатав), восемнадцать согласных и т. д. В соответствии с другой точкой зрения, восемнадцать может относиться к 18-ти «мирам» обычных человеческих существ, а именно: шесть органов чувств, объекты шести органов чувств и шесть форм сознания – уха, носа, языка, глаза, тела и ума.
Сиддхи – это те, которые вышли за пределы указанных 18-ти миров. Поэтому их и называют «восемнадцать Сиддхов» – то есть «победившие восемнадцать миров».
Число восемнадцать занимает особое место и в медицине Сиддхов. Маккхамуни называет 18 целебных трав. В Кундалини-йоге «18» тоже особое число – после достижения верхнего центра кундалини необходимо пройти еще 18 махавидий – восемнадцать великих премудростей или насыщенных энергией тончайших центров, окружающих область сахасрара-чакры. «Чаттаймуни Жнянам» ссылается на восемнадцать букв, являющихся частью Валаи или Кундалини-шакти.
С.А.А. Рамаях пишет, что число восемнадцать представляет собой восемнадцать различных аспектов Йоги, хотя не объясняет их. Он также говорит о том, что из восьмидесяти четырех Сиддхов самые значительные восемнадцать – отсюда данная традиция йоги называется «Традиция Падинен (т. е. восемнадцати) Йога-Сиддхов».
Все вышеприведенные литературные данные по Сиддхайоге показывают, что число восемнадцать относится не к количеству, поскольку на самом деле Сиддхов намного больше, а к их достижениям. Скорее всего, число восемнадцать относится к восемнадцати сиддхи (способностям). Сиддх – тот, кто обладает восемнадцатью сиддхи. В общем, число восемнадцать священное среди Сиддхов и существует даже стихотворение о том, что им известны восемнадцать языков, – здесь термин «язык» подразумевает «сиддхи».
Как уже было сказано, южноиндийская традиция выделяет восемнадцать сиддхов, которые довели до совершенства свои духовные, интеллектуальные, ментальные, витальные и физические тела. В различных источниках встречаются разные имена этих восемнадцати сиддхов.
Восемнадцать Сиддхов
Кроме этих сиддхов, широко известных как «паттинетту» (восемнадцать), есть ещё и ряд других, упоминаемых в различных источниках. Это Конкеяр, Пуннакесар, Пуластияр, Пунайканнар, Пулипани, Каланги, Алуккани, Агапайер, Тхерайяр, Ромариши и Аввай. После слияния с Богом, или конечной реальностью, на духовном плане, что подобно растворению соляной куклы в водах океана, тамильские йога-сиддхи прошли через последовательную трансформацию своих интеллектуальных, ментальных, витальных и, наконец, физических тел.
Достигнув такой интегральной реализации, они осуществили божественную трансформацию всей своей человеческой природы. Всё это 18 сиддхов и Бабаджи обрели благодаря милости Бога (которого сиддхи именовали Шива, Муруган, Вишну или Шакти) и использованию специальных крий (техник) для подготовки своих низших тел к нисхождению божественного. Эти техники в своей совокупности известны как крийя йога сиддханта, то есть практические приёмы йоги, способствующие совершенной реализации Истины, или Бога.
Каждый из 18 сиддхов внёс свой существенный вклад в науку, медицину, литературу, йогу или философию. Работая анонимно и оставаясь "за сценой", они вдохновляют и направляют ищущих в их разнообразных поисках. Этим они способствуют эволюции человечества, его продвижению к более высокому уровню – космическому сознанию.
Более пятидесяти лет назад Анни Безант в книге «Мастера» дала яркое описание их работы: «Бесчисленными путями они помогают прогрессу человечества. Из высшей сферы, где они обитают, они изливают на весь мир свой животворящий свет. Как физический мир существует благодаря жизни Бога, фокусируемой Солнцем, так и Мастера, связанные особым отношением с религиями, используют эти религии в качестве сосудов, в которые они вливают духовную энергию; она распределяется между адептами каждой религии определённым образом – происходит «наделение милостью».
Далее идёт интеллектуальная работа, когда Мастера излучают мыслеформы высокой интеллектуальной мощности, которые улавливаются гениальными личностями, усваиваются и передаются миру. На этом же уровне они дают наставления ученикам, указывая задачи, к решению которых им надлежит обратиться. Затем следует работа в более низком ментальном мире: образование мыслеформ, воздействующих на конкретные умы и направляющих их к полезной деятельности в той или иной сфере; обучение обитателей «небесного мира». Большая работа ведётся также в промежуточном мире, где оказывается помощь так называемым «мёртвым».
Проводится обучение и наблюдение за молодыми учениками, обеспечивается поддержка многочисленным нуждающимся. В физическом мире, насколько это позволяет закон, корректируются и нейтрализуются неблагоприятные течения, постоянно регулируется равновесие между силами, работающими на эволюцию и против неё, поддерживается добро и ослабляется зло. Мастера управляют духовными силами, действуя в сотрудничестве с Ангелами Наций, подобно тому, как другие управляют материальными силами».
Историческая справка. История 18 сиддхов ещё далека от своего полного изложения. В настоящее время она состоит из неупорядоченного собрания текстов, по большей части представляющих собой рукописи на пальмовых листах. Тексты сиддхов написаны устаревшим, сложным и часто трудным для понимания тамильским языком, и к ним не проявляется почти никакого интереса.
«Если сиддхи используют двусмысленный язык – это делается намеренно. Если то, что они говорят, звучит туманно, то они желают, чтобы это звучало туманно. Двусмысленность их языка является важным средством, с помощью которого они могут обращаться и к случайному читателю, и к обладающему глубоким духовным знанием адепту, способному верно истолковать мистическое значение их стихов... Тексты сиддхов представляют собой «сундук с сокровищем», накрепко запертый замком неведения. Открыть и познать их истинное значение способен только тот, кто практикует йогу сиддхов». Все места, связанные с 18 сиддхами, кроме Каши (Бенарес) и Пойяра (Гирнара), находятся в Южной Индии, главным образом в штате Тамилнаду. Согласно геологическим данным, этот район является одной из древнейших частей суши на Земле и ни разу за все геологические эпохи не был поглощён океаном. Недалеко от Мадраса, в Паллавараме, находятся одни из самых древних горных образований.
Древняя тамильская литература сиддхов также говорит о движении континентов и о сейсмической активности. Когда из-за эрозии гор Виндхья Индо-Гангское море оказалось заполненным землёй, и на Тамильском полуострове образовались Деканские траппы, сиддх Агастьяр перебрался в горы Потхигай, к северу от современного Тривандрама. Именно здесь возникла литературная и культурная традиция сиддхов, которая без перерывов развивалась до настоящего времени. Позже Агастьяр и тамилы переселились в места, ныне известные как Индонезия и Камбоджа. Это подтверждают археологические находки, обнаруженные в расположенных там храмах. На Яве даже существует огромный древний храм, посвящённый Агастьяру. В Камбодже есть храм Ангор Ват, планировка которого соответствует принципам, изложенным в текстах сиддхов. В литературе сиддхов также можно встретить упоминания об огромном древнем континенте Кумари, центром которого являлась нынешняя южная оконечность Индии.
Шиваизм.
|