14 октября – Покров ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
Покров Пресвятой Богородицы (Покров день) — непереходящий православный праздник, широко отмечаемый Русской православной церковью, в которой он относится к великим праздникам.
В традиции русского православия праздник отмечается 1 (14) октября; в греческом православии празднуется 1 и 28 октября по новому стилю, за исключением той части (Иерусалимская православная церковь, Афон, старостильники), которая по-прежнему использует в богослужении старый стиль. В последнем случае одна из дат празднования совпадает с принятой в русском православии.
Полное название праздника в богослужебных книгах на церковнославянском языке: Покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии (др.-греч. Τῆς ἁγίας Σκέπης τῆς Ὑπεραγίας Δεσποίνης ἡµῶν Θεοτόκου — «Святой Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы» или др.-греч. Ἀνάµνησιν ἐπιτελοῦµεν τῆς ἁγίας Σκέπης τῆς Ὑπεραγίας Δεσποίνης ἡµῶν Θεοτόκου καὶ Ἀειπαρθένου Μαρίας — «Воспоминание явления святого Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии»).
"Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога" - это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке.
В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал "паче лучей солнечных".
Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: "Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?" Епифаний ответил: "Вижу, святый отче, и ужасаюсь". Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению.
"Царю Небесный, - глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, - приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан". Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, "долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там". Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.
В житии Андрея Юродивого, помещенном в Великих Четьих Минеях, не указан ни день недели, ни какое-либо число, сказано лишь, что видение было во время всенощного бдения, в четвертом часу ночи, во Влахернском храме. Согласно описанию Димитрия Ростовского, составленному лишь в кон. XVII в., чудесное видение произошло в правление императора Льва Мудрого, в воскресенье 1 октября в четвертом часу ночи. Во Влахернской церкви Константинополя.
Описанные события имели место, согласно некоторым датировкам, в 910 году (по иным источникам, в 902 году), при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, когда Византийская империя вела войну с сарацинами — мусульманами (в иных источниках — с племенами русов в 860 году или болгар в 926 году, и Константинополю угрожала опасность. Однако полной ясности в данном вопросе трудно достичь, поскольку описание события заимствовано из жития Андрея Юродивого, годы жизни которого можно установить лишь предположительно. В частности, «Православная энциклопедия» сообщает:
Согласно житию, святой жил во времена «христолюбивого царя Льва Великого» (император Лев I) и преподобного Даниила Столпника († 493). Однако ряд анахронизмов в тексте и его сходство с житиями других юродивых — Симеона Эмесского, Василия Нового, Нифонта Кипрского — заставили первого его издателя болландиста К. Яннинга отнести время жизни Андрея Юродивого к правлению императора Льва VI (886—912), а создание жития — к X веку. Соглашаясь с этим, архиепископ Сергий (Спасский) указал на позднее появление имени преподобного в греческих синаксарях (XII век). По мнению И. И. Срезневского, могло существовать древнее житие Андрея Юродивого, написанное в VI веке и переработанное в середине X века, а С. Манго считал, что житие Андрея Юродивого было создано в конце VII века. В работах Л. Рюдена подробно аргументирована датировка жития 50-ми годами X века.
Инициативу создания праздника на Руси приписывают князю Владимира Андрею Боголюбскому и владимирскому духовенству около 1164 года, обошедшимся без санкции киевского митрополита. Появление нового богородичного праздника во Владимиро-Суздальском княжестве представляется явлением закономерным, вытекающим из политических устремлений князя Андрея. В «Слове на Покров» есть моление о том, чтобы Богородица защитила божественным покровом своих людей «от стрел, летящих во тьме разделения нашего», моление о необходимости единения русских земель.
В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: "Се убо, егда слышах - помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая". В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: "С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя".
В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 г. святым князем Андреем Боголюбским (+1174).
Храм Покрова на Нерли
В Новгороде в XII в. существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем".
Древние греческие иконы Покрова не известны, более того, даже в книге «Ерминия» — широко известном греческом полном сборнике наставлений и указаний по иконописи, написанном в 1730—1733 гг. известным теоретиком иконографии, афонским иеромонахом Дионисием из Фурны, — описание изображения Покрова Богородицы отсутствует.
Архимандрит (ныне епископ) Николай (Погребняк) даже пишет, что «византийских икон (как и иных других — кроме русских)» попросту не существует, что не совсем верно, как показывает фреска из монастыря Грачаница.
Покров Богоматери. Фрагмент плохо сохранившейся композиции – фреска притвора собора монастыря Грачаница (Сербия, Косово). 1570-е годы.
В XVI веке древнерусские по своему происхождению образцы иконографии Покрова и «О Тебе радуется» переносятся на Балканы.
Покров Богоматери. Икона 1360-х годов из Покровского монастыря в Суздале. Собрание Государственной Третьяковской галереи.
Изображение плата в руках Богоматери, а также фигура святого Романа Сладкопевца традиционно считаются признаком «среднерусского» варианта иконографии Покрова.
Свято-Покровский монастырь Суздаля
Древнейшие образы Покрова в древнерусском искусстве представлены в Суздале — на вратах Рождественского собора (начало XIII века), выполненных в технике золотой наводки по меди, и во Пскове — в росписях собора Снетогорского монастыря (1313).
Западные врата Богородице-Рождественского собора города Суздаля 1227—1238 год. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент.
Покров Пресвятой Богородицы (икона из Зверина монастыря в Новгороде, 1399 год)
Покров Богоматери. Дионисий. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502 год
Покров Богоматери. Новгородская икона середины – второй половины XVI века из собрания Государственного Русского музея.
Приметы, обряды и гадания на Покрова
14 октября прощались с осенью и встречали зиму. Говорили: «На Покров до обеда - осень, а после обеда - зима». И чтобы прожить зиму в достатке и тепле, проводили обряды. В этот день хозяйки первый раз разводили огонь в печи, причем обязательно использовали ветки плодовых деревьев: чтобы в следующем году сады дали хороший урожай, а семья процветала. А еще - чтобы в жилище всегда было тепло и уютно.
Сейчас, к сожалению, далеко не у каждого есть в доме печь, но несколько маленьких веточек яблони можно разжечь, положив на блюдце. Ароматный дымое после этого древнего обряда положительно повлияет на ауру вашего дома и, будьте уверены, будущий год вы проведете ы достатке.
К празднику Покрова на Руси утепляли жилище и пекли блины. Перед тем как садиться за праздничный стол хозяйка дома обходила все углы с тарелкой румяных блинчиков и только после этого, прочитав молитву Пресвятой Богородице, пробовала их на вкус. Также для застолья пекли специальный Покровский каравай которым угощали всех родственников и соседей. А остатки каравая сушили и прятали до Великого Поста.
Все главные обряды 14 октября в праздник Покрова выполняла женщина, хозяйка дома. В этот день каждая мать старалась защитить детей покровом от всех бед. Для этого, держа в руках икону Богородицы, женщина становилась на скамью, чтобы оказаться над близкими, как когда-то в храме Дева Мария с покровом появилась в воздухе над верующими. Все дети в семье не зависимо от возраста опускались на колени, и мать говорила:
"Как Царица Господня покровом землю всю накрывает, так и я плод лона свого накрываю от всякой напасти. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь".
С Покрова начинают играть свадьбы. «Покров, покров, покрой мою голову хоть платочком, хоть тряпочкой, чтобы не осталась я в девках» - такой заговор обычно приговаривали молодые незамужние девушки, украшая икону Девы Марии собственноручно вышитым рушником. Причем не только приговаривали, но и обращались к Богородице с молитвами-просьбами. Побыстее встретить жениха, да чтобы он был молодой, красивый и богатый - этоли не мечта каждой девушки? Если вы еще не замужем - можете проверить старинные обряды на себе.
Покров Пресвятой Богородицы всегда считался девичьим праздником. В народе до сих пор существует множество примет на 14 октября. Так, считается, если на Покрова ветрено - будет большой спрос на невест; если накануне ночью выпадет снег - будет в этом году много свадеб.
Чтобы найти побыстрее своего суженого, девушки на праздник Покрова проводили разнообразные обряды. В ночь на 14 октября каждая девушка, мечтающая о скором замужестве, приговаривала: «Покрой землю снежком, а меня - женишком». И ложилась спать, ни с кем не разговаривая. Если во сне явится суженый - скоро свадьба. В противном случае придется подождать.
Также накануне 14 октября девушки пытались узнать, кто к ним посватается. Например, гадали на соленых варениках. Перед тем как лечь спать, девушка съедала штук пять волшебных вареничков и произносила: «Суженый-ряженый, принеси мне водички напиться». Кто приснится, тот и жених.
На праздник Покрова девушку с самого утра бежали в церковь и ставили свечу Деве Марии. Считалось, что кто раньше поставит свечу, тот раньше и замуж выйдет. По пламени свечи узнавали свое будущее: ровный огонек означл тихую, спокойную жизньн. Если свеча горела ярко, сильно, с перемигиванием - то и жизнь будет яркая. Если свеча при горении потрескивала, значит жизнь у девушки будет очень бурная.
Еще на праздник Покрова гадали на зернах. Вечером будущая невеста обходило всю деревню и набирала понемногу воды из 9 колодцкв, а после варила в ней варила 72 пшеничных зерна. С этой пшеницей надо было отойти от своего дома на 72 шага и разбросать зерна. А ночью девушка приходила туда же и поднимала с земли то, что попадется под руку. Если возьмет вареное зерно - мужа найдет молодого и богатого, если в руке окажется щепка или веточка - он будет плотником, найденная бумажка сулит жениха грамотного и состоятельного, а зачерпнет одну землю - жить ей с хлеборобом.
При помощи кольца девушки угадывали, кто у них родится - мальчик или девочка. Кольцо опускали в стакан с водой, затем, подвешенное на тоненькой нитке, медленно опускали возле руки того, на кого гадают. Если предмет кольцо начинало двигаться по кругу - родится девочка, если кольцо двигалось вперед-назад - родится.
Собираясь вместе, девушки гадали: которая из них первой выйдет замуж. Каким образом? Отрезали нити одинаковой длины и поджигали их. У кого из девушек нитка догорит быстрее - та первой и окажется замужем. Если нитка потухла сразу или сгорело меньше половины, то. увы. свадьба откладывается.
Также было популярным еще одно интересное и веселое гадание на жениха. В блюдце выкладывали разные предметы, а девушки не глядя, с завязанными глазами, выбирали один из них. По тому, какой предмет попался и судили о будущем женихе. Как правило, знпчения предметов были следующие: зола - бедная, тяжелая жизнь, сахар - жизнь будет богатая и веселая, луковица - много слез пролить придется, рюмка - муж будет пьяницей, серебряное кольцо - тихая, спокойная семейная жизнь, золотое кольцо - жених будет очень богат и влиятелен.
Покров в топонимике
Праздник Покрова оставил значительный след в топонимике Белоруссии, Казахстана, России, Украины и некоторых других стран бывшего СССР, на территории которых имеется большое число населённых пунктов с названиями Покров (город во Владимирской области), Покровка, Покровск, Покровская, Покровский, Покровское и подобных им (например, Ново-Покровская, Ново-Покровский).
Об этом празднике напоминают названия московских улиц, площадей и районов: Покровка, Покровские Ворота, Покровское-Глебово, Покровское-Стрешнево.