«День и ночь молясь о вас, я благодарю Бога, которому служу так, как это делали и мои праотцы,- с чистой совестью». Второе письмо Павла Тимофею.
«Был некоторый хозяин дома, который посадил виноградник, обнёс его оградой, выкопал в нём точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время сбора плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды. Виноградари, схватив слуг его, одного прибили, другого убили, а третьего забросали камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдём, убьём его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели из виноградника и убили. Итак, когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят ему: злодеев сих предаст злой смерти, в виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои».
Фома
Самым первым учеником Иисуса был индиец Фома. Он примкнул к учителю ещё в Индии и с тех пор с ним не расставался – вместе с Иисусом пришёл в Иудею и сопровождал его во всех странствиях. Внешне Фома очень сильно отличался от других учеников – тёмные курчавые волосы, чёрные глаза, кожа смуглого цвета.
Среди апостолов Фома ощущал себя чужаком, поэтому мало с кем из них общался, стараясь как можно больше находиться в одиночестве. Фома критически смотрел на окружающий мир, стараясь не доверять первому впечатлению, всё уточнял, перепроверял. Но убедившись в истинности произошедшего, верил окончательно и бесповоротно.
Фома – единственный из учеников Иисуса, который никогда не был женат. Он покинул родительский дом в 12-летнем возрасте и отправился путешествовать по миру.
Родился Фома в северной Индии, его родители занимались скотоводством и имели огромную семью – 15 человек.
Андрей
Андрей был родом из города Вифсаида, рыбак, женат, имел двух мальчиков. Старший сын умер рано, в 12 лет. Андрей был на четыре года старше Иисуса, в момент призвания к ученичеству ему исполнилось 31 год.
Андрей был одним из учеников Иоанна. Креститель послал к Иисусу двух учеников со словами:
«Вы будете для него ангелами-хранителями, оберегайте его и защищайте».
Симон (Петр)
Симон – младший брат Андрея, тоже рыбак. Андрей привёл своего брата Симона к Иисусу, сказав перед этим:
«Мы нашли Мессию. Пойдём с нами».
Иисус, увидев Симона, сказал:
«Ты Симон, сын Ионин, ты наречёшься Петром, что значит «камень». На этом камне я воздвигну церковь свою. Пойдём со мной, и я сделаю вас ловцами душ человеческий».
Пётр, как и брат, был родом из города Вифсаида. Их отец был рыбаком и имел семерых детей. Пётр был шестым ребёнком. Пётр был на два года младше Иисуса, на момент призвания к ученичеству ему исполнилось 25 лет. Он был светлый от природы, бледный, хилый, высокий. Пётр был женат, имел троих сыновей и двух дочерей. Жил он в городе Капернауме.
Иоанн Заведеев
Второго ученика, которого послал Иоанн Креститель к Иисусу, звали Иоанн Заведей. Он был на восемь лет старше Иисуса.
Иоанн Заведей (сириец) родился и вырос в Сирии, где у него остались жена и двое детей. Однажды в дом к нему пришёл сборщик налогов и стал требовать чересчур большой мзды – ведь Иоанн происходил родом из богатой семьи, но жадные и алчные мытари своими набегами разорили его до самого конца. На этот раз сборщик налогов, увидев, что у Иоанна брать уже нечего, не успокоился, а начал обшаривать весь дом, заглядывая в самые дальние и укромные уголки. И его усилия увенчались успехом – он нашёл тайник, в котором Иоанн припрятал на чёрный день последнее – фамильные драгоценности, оставшиеся от бабушки.
Сборщик налогов аж затрясся от радости, увидев золото. Иоанн попытался было отстоять своё добро, но мытарь даже не хотел его слушать. Началась ссора, перешедшая в перепалку, сборщик налогов вытащил оружие, Иоанн тоже обнажил меч и в горячке, защищаясь, отрубил голову слишком жадному мытарю.
Увидев содеянное, невольный убийца понял, что теперь ему придётся бежать из родного города – рано или поздно его всё равно вычислят, определив, в какой дом заходил сборщик налогов. Иоанн спрятал труп в мешок и, дождавшись ночи, вынес его за город и закопал в землю. Потом последний раз посмотрел на лежащий в темноте родной город и тронулся в дальний путь. Он покинул Сирию и много лет путешествовал по другим странам.
В своих скитаниях ему пришлось пережить много горя – он часто голодал, его чуть не разорвали на куски дикие собаки. Однажды в лесу он еле-еле смог отбиться от волка – хищник вырвал у него с ноги огромный кусок мяса. Всё тело Иоанна было изрезано многочисленными шрамами. В конце концов судьба привела несчастного скитальца в Иудею.
Он стал учеником Иоанна Крестителя, присутствовал при «крещении» Иисуса и своими глазами видел все произошедшие при этом чудеса. Креститель отправил Иоанна к Иисусу со словами: «Будешь у него ангелом-хранителем». Иисус с первого взгляда понял, что этот человек не похож на всех других, он перенёс слишком много горя и страданий, но не озлобился на весь мир, и такой человек может оказаться хорошим учеником.
Из-за постоянных воспоминаний о брошенной семье, от тоски и переживаний у Иоанна случались частые сердечные приступы. Иисус возложением рук мог успокоить эту боль, поэтому Иоанн старался всегда находиться возле учителя, преданно ходил за ним по пятам. Находясь возле Иисуса, Иоанн с изумлением обнаружил, что постепенно стали исчезать его многочисленные шрамы и рубцы – они бледнели, уменьшались в размерах, а потом вовсе пропали бесследно. Иоанну тогда было 35 лет.
Он был мужчиной высокого роста, плотного, крепкого телосложения, огромной физической силы.
Иаков Заведеев
Иоанн и Иаков были названными братьями, но не родными. Когда скитающийся Иоанн пришёл в Иерусалим, то именно Иаков дал ему кров, это был единственный человек, который открыл ему дверь и впустил в дом незнакомого мужчину. По обычаям того времени, если один человек предоставлял кров другому, то они становились названными братьями. Иаков в отличие от Иоанна был правоверным иудеем и не разделял полностью всех взглядов Иисуса. Поэтому Иоанн, став учеником Христа, не привёл сразу же своего брата к учителю, как это сделал Андрей со своим братом Симоном (Петром).
У Иакова было четверо детей, и он не был морально готов к кочевой жизни ученика, к дальним и длительным путешествиям. Сам Иоанн жил без семьи и детей, и ему стало просто жалко Иакова. Но Иаков, находясь рядом с Иоанном, в конце концов тоже решил присоединиться к брату и последовать за Иисусом.
<21 августа 22 года 26-ти летний Иисус после долгого пятилетнего отсутствия вернулся на родную землю. Узнав, что Иоанн Креститель находится у себя дома, Иисус тут же поспешил его увидеть.
3 сентября состоялась встреча двух друзей.
Обряд крещения возник после распятия Христа. Принимая крещение, человек начинал верить в Христа, распятого на кресте. Во времена Иоанна же ещё не было распятия – как символа христианства. Иоанн же в те времена совершал не «крещение», а «очищение» водой. Он просто окунал человека в воду, смывая с него все прошлые грехи. Очистившись человек был готов к новой жизни, он был готов принять новую веру.
На это Иоанн им отвечал: - Я крещу вас в воде, но придёт тот, кто могущественнее меня, я не достоин даже развязать ремни Его сандалий. Он будет крестить вас Духом Святым и огнём. Лопата, которой Он просеивает зерно от соломы, уже у Него в руках, зерно Он соберёт в хранилище, а солому сожжёт в неугасимом огне.
Это выражение было понято неправильно, им воспользовались те, кто хотел навязать новую веру огнём и мечом. Во времена средневековья инквизиторы «во имя Христа» живьём сжигали на костре еретиков, они обращали в христианство целые народы по всему миру, производя крещение не водой и Божьим словом, а огнём и мечом.
Иоанн никогда не крестил толпы евреев со всей Иудеи - ему никто не позволил бы это делать. На страже иудейской веры стояла многотысячная армия фарисеев, саддукеев и священников. "Тора" резко отрицательно относилась к тем, кто изменял вере предков, и в таких случаях советовала забрасывать богоотступника камнями. Но римлян запретили этот вид казни. Смертные приговоры имел право выносить лишь наместник Иудеи - прокуратор.
Филипп
Иисус стал искать среди людей, пришедших «креститься» на реку Иордан, единомышленников. Он всматривался в лица, пытаясь распознать людей честных, смелых, открытых, способных поверить Иисусу, готовых многим пожертвовать ради спасения иудейского народа. Когда на глаза Иисусу попался Филипп, то он понял, что нашёл именно того человека, которого искал.
Юноша с ангельским лицом, невероятно красивый, голубоглазый, черноволосый. Похожий на херувима, он одним своим видом внушал доверие людям. Такой человек мог повести за собой многих, несмотря на свой юный возраст – 21 год. Филипп сразу поверил Иисусу. Он уже слышал многочисленные легенды, слухи, истории о Христе, восхищался этим человеком и, не раздумывая, решил стать его учеником. Хотя Филипп был родом из одного города с Андреем и Петром – из Капернаума, он ранее знаком с ними не был. Но он про них слышал и знал, что они стали учениками Иисуса.
Филипп родился в семье скотоводов, в 15 лет был женат, имел двоих сыновей, знал греческий язык, потому что в доме его отца жил пленный грек, который обучил его этому языку. Он был очень любознательным, обладал хорошей памятью, поэтому именно он первым из учеников стал записывать проповеди Иисуса. Впоследствии эти записи использовал Матфей для своего Евангелия.
КРЕЩЕНИЕ ИИСУСА
Иисус принял «крещение» 19 января 23 г. н.э. См. Обряд крещения.
Ему было тогда 27 лет, Иоанну Крестителю - 33 года.
"Крещение" проводилось на реке Иордан в присутствии огромной толпы народа - у Иисуса уже были ученики и последователи.
В момент крещения неизвестно откуда появилась стая голубей – около двух сотен птиц стали кружиться над собравшимися. А когда Иоанн произносил последние слова молитвы, заканчивая таинство, с небес раздался гром. Стояла ночь, звёзды светили на небе, и ничто не предвещало ненастья. Птицы и гром среди ночи произвели на людей неизгладимое впечатление, все поняли, что это Отец Небесный благословит Иисуса на его нелёгкий путь.
«В то время из галилейского города Назарета пришёл Иисус, и Иоанн также крестил Его в Иордане. Когда Иисус выходил из воды, Он видел перед собой раскрывшиеся небеса и Духа, сходившего на Него в виде голубя. С небес прозвучали слова: - Ты Мой любимый Сын! В Тебе исполнение Моей доброй воли! Сразу после крещения Дух Святой повёл Иисуса в пустыню, и Он был там один, в окружении диких зверей. Сорок дней сатана искушал Его, а ангелы служили Иисусу». Евангелие Марка 2
«Затем из Галилеи к Иордану пришёл Иисус, чтобы принять крещение от Иоанна. Иоанн хотел было остановить Его: - Это мне нужно креститься у Тебя, зачем же Ты пришёл ко мне? Но Иисус ответил: - Всё должно так быть, нам надо исполнить всю истину. Иоанн согласился. Как только Иисус крестился и вышел из воды, раскрылись небеса, и Он увидел Духа Святого, спускающегося на Него в виде голубя. И с небес прозвучал голос: - Это Мой любимый Сын, в Нём - исполнение Моей доброй воли!» Евангелие Матфея 4
Как только Иоанн провёл над Иисусом обряд "очищения", весть об этом разнеслась по всей округе. Иоанн вскоре был арестован царём Иродом Антипой (сын Ирода Великого).
Ирод Антипа лично беседовал с Иоанном, пытаясь понять, что, собственно говоря, тот хочет и не несут ли его действия угрозу царской власти. Иоанн Креститель объявил, что он хочет одного – дать людям свободу. В том числе и свободу вероисповедания – каждый человек имеет право выбрать ту религию, которую хочет, и никто не вправе осуждать его за это.
Иоанн пользовался огромной популярностью у людей. К нему на "крещение" и проповеди собирались люди со всей Иудеи. В то время законом были запрещены любые сборища людей. Толпу мог собрать только царский глашатай для объявления очередного указа. Даже соседям запрещалось ходить друг к другу в гости большой толпой. Исключение допускалось в двух случаях - свадьбы и похороны. Иоанн Креститель своей деятельностью нарушал этот закон. К нему люди собирались гораздо охотнее, чем к глашатаям, читающим очередной указ. Иоанн собирал людей в основном всегда вечером, при звёздах. На эти собрания проникали царские соглядатаи, шпионы, которые внимательно за всем следили и доносили царю обо всём подозрительном.
Речи, которые вёл Иоанн, не нравились властям - тот выступал против богатых, ратовал за свободу и равноправие.
Жена Ирода Иродиада - завистливая, злая женщина, которая любила поучать мужа, постоянно вмешивалась в его дела. И Ирод Антипа слушался её во всём, выполняя её капризы. У Иродиады были собственные шпионы, которые также следили за собраниями у Иоанна Крестителя. Иродиаде было неприятно, что какой-то нищий пророк становится гораздо популярнее у народа, чем её собственный муж - царь. Именно Иродиада настояла на том, чтобы Ирод арестовал Иоанна и поместил его в темницу.
Иоанна сначала держали в заключении в крепости Махерон, а затем перевели в город Сепфорис, поближе к царю. Ирод часто навещал своего узника и любил беседовать с ним на различные темы. Антипа держал Иоанна не на правах пленника, а на правах гостя. Почести ему не оказывались, но питание и отношение были нормальные. Вечерами они вели долгие беседы, играли в шахматы и рассказывали популярные в то время диковинные пасьянсы на картах.
Иоанн, обладавший даром ясновидения, часто рассказывал Ироду, что ждёт в будущем его детей, жену. Про своё будущее Антипа спрашивал очень редко, стараясь не подавать вида, что относится к этому серьёзно. Ирод интересовался жизнью и будущим своих придворных, как бы из праздного любопытства, ради забавы. На самом деле Антипа, получая ценнейшую информацию о своём окружении, старался правильно распорядиться ею. Иоанн, много путешествовал по миру, знавший, как живут люди в других странах, их законы и обычаи, был для царя Ирода бесценным подарком.
В то время через Иудею проходило много торговых путей и приезжало огромное количество людей из других стран. Царь Ирод заключил немало выгодных союзов и торговых сделок благодаря советам Иоанна. Но Антипа из-за чрезмерной гордости никогда не благодарил Иоанна вслух, не восхвалял его, стараясь не признавать в открытую, какую важную роль играет его пленник в государственных делах. Понимая полезность Иоанна, царь даже предлагал ему стать придворным советником. Но тот гордо ответил: "Я свободный человек, ни на кого работать не буду и потому отказываюсь от этого предложения".
Ученики приходили в темницу к Иоанну свободно, Антипа давал ему такие привилегии. Иоанн, слыша о делах Христовых, послал двоих учеников своих с вопросом: "Ты ли тот, который должен прийти, или ожидать нам другого?" Иоанн хорошо знал, что Иисус - именно тот самый Спаситель, которого так все ждали. В этом вопросе был скрыт другой смысл - Иоанн хотел неприметно узнать, готов ли Иисус к восстанию, смел ли он духом, есть у него решимость для действий. Иисус в иносказательной форме ответил: "Пойдите скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мёртвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне!" Этим Иисус хотел сказать, что он смел духом и готов к действию, но пока не готов сам народ. Но вера народа с каждым днём растёт и усиливается, надо ещё подождать, пока вера людей не окрепнет окончательно.
Иродиада, жена царя, тайно подслушивала разговоры Ирода с Иоанном и подсматривала за ними через специальное устройство в стене. Её пугала способность Иоанна видеть невидимое, знать всё тайное. Дело в том, что Иродиада была гулящей женщиной, мужа своего она не любила, и у неё был молодой любовник. И каждый раз, прислоняясь ухом к потайному устройству, она с замиранием сердца ждала, что сейчас Иоанн расскажет царю о ней всю правду.
Иоанн был мудр и не стал вносить раздор в эту семью, потому что он видел, что царь Иродиаду любит. И если дойдёт дело до разбирательств, то Ирод невольно встанет на сторону своей жены. Иоанн не признал Иродиаду, он как-то при ней и Ироде рассказал притчу о неверной жене, которую казнил узнавший об изменах муж. Ирод не понял истинного смысла этой притчи. Иродиада прекрасно поняла этот намёк. Она ещё больше стала бояться Иоанна и стала просить царя казнить Иоанна или выслать его из страны. Иоанн не постоянно сидел в темнице. Антипа, стараясь сделать Иоанна своим другом и советником, отпускал его на волю, надеясь таким образом завоевать расположение пророка. Однако Иоанн принимался за старое - собирал людей и проповедовал всеобщее братство и равенство.
Ирод просто был вынужден снова арестовывать Иоанна и помещать его в темницу. По приказу Иродиады Иоанну подсунули отравленные фрукты - персики и виноград, начинённые змеиным ядом. Яд действовал постепенно, не сразу. Иоанн слабел с каждым днём, и для всех было загадкой, что именно с ним происходит. Предчувствуя свою смерть, Иоанн попросил, чтобы к нему пустили его учеников. Он передал им свою последнюю волю, пожелав, чтобы его похоронили на высоком холме возле монастыря, в котором прошло его детство.
Иоанн умер 12 декабря в 25 г. н.э. После смерти Иоанну отсекли голову и отрезали язык. Жена Ирода собственноручно вырезала язык мёртвому пророку. См. Иоанн Креститель.
Варфоломей
Филипп нашёл Иисусу следующего ученика – Варфоломея (Нафанаила).
Филипп сказал ему: «Мы нашли того, о ком писали Моисей и пророки. Мы нашли Иисуса из Назарета, Мессию».
Город Назарет считался глухой провинцией, поэтому Нафасаил с сомнением спросил: «Разве из Назарета может быть что-нибудь доброе?»
Филипп ответил: «А ты пойди и посмотри сам».
Иисус, увидев Варфоломея, промолвил: «Вот настоящий израильтянин, честный, без лукавства».
Варфоломей действительно был человеком очень открытым, прямолинейным, всегда говорил то, что думал, не лукавя. Удивившись словам Иисуса, он спросил: «Откуда ты знаешь меня?»
«Я видел тебя,- ответил Иисус,- ты сидел под смоковницей. Там тебя и встретил Филипп».
Варфоломей понял, что Иисус действительно обладает сверхспособностями, о которых так много говорили люди. Варфоломей, убедившись, что Иисус действительно обладает сверхспособностями, воскликнул: «Учитель! Ты Сын Божий, Ты Царь Израиля!»
Иисус сказал: «Ты веришь мне даже в малом. Скоро ты увидишь большее. Ты увидишь ангелов небесных, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».
Варфоломею было 26 лет. Рост его был – 1 м 70 см, фигура атлетического сложения, открытое лицо, голубые глаза, тёмно-каштановые волосы. Варфоломей работал скотоводом и жил в Кане Галилейской. По возрасту он был на год моложе Иисуса.
Варфоломей с любовью относился к Иисусу и просто боготворил его. Варфоломей был человеком очень весёлым, открытым, добродушным. Он всё время, как и Иисус, улыбался. Женился он рано – в 17 лет, имел двоих сыновей и двух дочерей, которых очень любил.
Матфей
Иисус увидел сборщика налогов Матфея, сидящего у места сбора пошлин возле города Капернаума, и сказал ему: «Следуй за мной!» И Матфей, который сильно верил в Иисуса, встал и, оставив всё, последовал за ним.
Он сделал у себя в доме большое угощение для Иисуса и других учеников. Также на этом пиру присутствовали другие сборщики налогов и богатые люди.
Книжники и фарисеи роптали и говорили Иисусу: «Зачем вы едите и пьёте с грешниками и со сборщиками налогов?»
Иисус ответил: «Здоровым врач не нужен, врач нужен больным. Я пришёл призывать к покаянию не праведников, а грешников».
Матфей был красивым человеком с тёмно-русыми волосами, голубыми глазами, ростом 1 метр 82 см. он был на девять лет старше Иисуса. Имел очень хорошее образование, которое получил в своей семье. Его отец был священником, но Матфей своё истинное происхождение скрывал от всех, опасаясь гонений на семью и отца. Матфей знал несколько языков, в том числе один из индийских. Любил читать. Посетил Тибет и Индию, где впервые и услышал об Иисусе Христе. Услышанное привлекло его, и Матфей захотел познакомиться лично с этим удивительным человеком. Поэтому, когда наконец-то состоялось это долгожданное знакомство, Иисусу было достаточно только сделать приглашение, и Матфей тут же всё бросил и последовал за учителем.
У Матфея были жена и двое мальчиков. Свою семью будущий евангелист оставил по своему усмотрению, так как считал, что семья будет только мешать его духовному росту.
Иаков Заакий
Иаков Заакий – двоюродный брат Иисуса, сын старшего брата Марии – очень любил Иисуса и никогда ему не завидовал – он вообще никогда никому не завидовал. Иаков был человеком немногословным, но очень требовательным к себе и другим. Некоторые его за это не любили, другие, напротив, чрезвычайно уважали за принципиальность.
Иаков жил в Назарете, имея семью – трёх дочерей и двоих сыновей. Он очень любил своих детей и сильно верил в Иисуса. Иаков был ровесником Иисуса. Ростом был – 165 см, телосложения стройного, даже щупловат, имел светлые волосы, зелёные глаза и честное открытое лицо.
Симон Зилот
Симон Зилот был родом из родного города Иисуса – Назарета. Его отец занимался землепашеством, держал скот, считался очень зажиточным человеком. Симон был одиннадцатым ребёнком в семье. Внешне он выглядел следующим образом: рост 171 см, крепкое телосложение, но немного полноватая фигура - сказывалась любовь к вкусной и обильной пище.
Симон обожал разные сказки, легенды и имел тягу к рассуждениям, к долгим разговорам. За это Иисус его часто одёргивал. Симон был женат, имел одного ребёнка – мальчика, но семьёй как-то не очень дорожил. От природы он был человеком свободолюбивым, ему нравились разные путешествия, знакомства с новыми людьми. Но иногда ему требовалось уединение, возможность побыть с самим собой.
Симон был на три года старше Иисуса и принадлежал к тайной секте зилотов-кинжальников. Зилоты выступали с призывами к вооружённому восстанию против римлян. Симон, разделявший их взгляды, сначала примкнул к этой секте, но, пообщавшись с зилотами поближе, понял, что у этих заговорщиков дальше слов дело не пойдёт – ни на какие решительные действия они не способны. Разочаровавшись в своих братьях по оружию, Симон стал учеником Иисуса, рассчитывал, что уж этот-то человек сможет повести за собой массы народа на решительную борьбу. Симон сначала поддерживал связь со своими бывшими друзьями-зилотами, но позднее, окончательно разочаровавшись в них, порвал с ними.
Искушение Иисуса в пустыне
Приняв крещение, Иисус на 40 дней уединился в Иудейскую пустыню западнее Мёртвого моря. Ему нужно было побыть одному, чтобы собраться с мыслями и получить ответ на главные вопросы, мучившие его,- как жить дальше, что делать, какой путь избрать… Находясь в одиночестве, когда ничто постороннее не отвлекает внимание, человек в минуты озарения способен услышать голос Бога, который может дать ему единственно правильные ответы на самые сложные вопросы. Иисус медитировал часами по примеру индийских йогов, впадая в транс, он видел перед собой картины из будущего, которое его ожидало. Эти видения были прекрасны и ужасны одновременно.