Благовещенский собор - сломан в 1959 - 1962 гг. в ходе реставрации Богородице-Рождественского собора, при котором он был расположен, как «поздняя пристройка». Разобраны были также северный и южный приделы собора.
Георгиевский храм
Георгиевский храм 1751 г. с Тихвинским приделом 1803 г. - разобран в 1936 - 1937 гг. на кирпич для строительства гаража сельхозтехникума.
Никольская церковь
Никольская церковь
Никольская церковь (при сохранившейся Иоанно-Предтеченской церкви (Источниковой)) была построена в 1718 г. Снесена в 1936-1937 гг. Приходские церкви Суздаля в основном строились парами - летняя (холодная) и зимняя (теплая). Дополненные колокольнями, окруженные каменными оградами, они представляли собой самостоятельные, обособленные ансамбли. Именно они вместе с монастырскими ансамблями и архитектурным комплексом кремля определили ансамблевость как характерную черту архитектурного облика Суздаля. Ясно, что отсутствие хотя бы одной из составляющих ансамбль частей наносит ему непоправимый ущерб. На этом фото запечатлена разрушенная теплая Никольская церковь (справа) при сохранившейся Иоанно-Предтеченской церкви.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи клецкой. 1720 г.
Троицкая церковь и Сретенская трапезная церковь
Сретенская трапезная церковь, выполненная из красного кирпича в псевдорусском стиле в 1882 г. В советское время после закрытия монастыря здание использовалось сначала в качестве клуба, а позднее как кинотеатр. От церкви до наших дней дошли только стены из красного кирпича. Остатки декора указывают на её принадлежность к псевдорусскому стилю. См. Свято-Ризоположенский монастырь.
Троицкий собор (в центре) и Сретенская церковь (справа). Фото: А. Соболев.
Сретенская церковь Сретенская церковь в Ризоположенском монастыре Суздаля
В Троицком монастыре находилась одна из лучших церквей города - Троицкая (XVII в.), которая до наших дней не сохранилась... См. Троицкий монастырь.
Троицкая церковь с колокольней
Суздаль. Иконостас Троицкой церкви. Нач. XX в. Пост. в 1967 г. от Соболева С.А.
Храм Андрея Первозванного
Колокольня и теплый храм Андрея Первозванного при сохранившейся Тихвинской церкви, кон. XVII в.
Суздаль. Царские врата церкви А. Первозванного в Сельце. Нач. XX в. Пост. в 1967 г. от Соболева С.А.
Шатровая колокольня и теплый храм Андрея Первозванного (кон. XVII в.) при сохранившейся Тихвинской церкви в Суздале, были разрушены в нач. XX в.
Храм Афанасия и Кирилла
Суздаль. Бывшая Афонасьевская улица и Афанасьевская церковь. Нач. XX в. Пост. в 1967 г. от Соболева С.А.
Афанасьевская церковь (1719 г.) с шатровой колокольней
На территории суздальского кремля недалеко от собора была построена церковь св. Афанасия и св. Кирилла в 1719 г., патриархов Александрийских. Исторические сведения о церкви относятся к XV в. Первоначально церковь была деревянной, но сгорела во время пожара. Вместо сгоревшей была выстроена каменная. Она была построена по трехчастной схеме с продольной осью симметрии. Мощный восьмерик опирался на кубическое основание. Такой конструктивный прием был характерен для русской архитектуры XVIII в. Афанасьевская церковь имела с запада низкую трапезную и пристроенную к ней четырехгранную колокольню. Углы колокольни и церкви были украшены рустовкой. Шатровое завершение колокольни переходило в шпиль. С юга и севера вход украшали каменные крыльца с закомарным завершением, низкая алтарная апсида с востока. Церковь была окружена каменной оградой с металлической решеткой. В государственном историческом музее сохранился фотонегатив с изображением этой церкви. Афанасьевская церковь была разобрана в 1926 г. (по архивным данным) на строительные нужды...
Среди множества икон, сопровождающих православную веру в Русской земле, есть лишь одна, которая изображает битву. Она не похожа на икону в привычном для нас понимании. Скорее, это - иллюстрация к летописному сказанию о битве новгородцев с суздальцами. Икона написана в Новгороде в XV в., а сказание относится к событиям 1170 г. В этом году владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский, утверждая положение своего княжества, послал к Новгороду войско с единственной целью - подчинить этот город себе. Войско возглавил сын Андрея Мстислав. Поддерживали Андрея и приняли участие в походе вместе со своими отрядами князья из Смоленска, Рязани, Торопца, Полоцка, Мурома. Однако новгородцы во главе с князем Романом ответили на это выступление активной обороной. Три дня велись оборонительные бои против штурмующих острог суздальцев, а 25 февраля новгородцы вышли из города и в жестокой битве, продолжавшейся до темноты, разгромили войско княжеского сына Мстислава Андреевича. Возникает закономерный вопрос: зачем же нужно было по поводу этого военного события создавать икону? Ответ надо искать в глубине политических событий, происходивших на Руси в XIV в. Шла активная борьба за воссоединение русских княжеств. Городов, претендовавших на роль политического центра в этой борьбе, было несколько: великими князьями именовались князья Твери, Рязани, Москвы, Нижнего Новгорода. И тогда, в XIV в., невозможно было предугадать исход этой борьбы. Великий Новгород, сохраняя к этому времени свою независимость от посягательств соседних княжеств, зорко следил за положением и действиями великих князей Московских. Дело в том, что задолго до правления на Москве великого князя Ивана Калиты (1328-1340 гг.) сложилась традиция, по которой князь Московский, получая в Орде ярлык на великое княжение, одновременно, как бы автоматически, становился и князем Новгородским. Естественно, что в Великом Новгороде поддерживалось все это время глухое недовольство такой зависимостью. Выразить это прямо не позволяла политическая обстановка, но косвенно новгородцы это сделать могли. Известно было, что великие Московские князья переняли могущество северо-восточной Руси от своих Владимиро-Суздальских предшественников. Значит, если каким-либо образом высказать идею превосходства новгородцев над суздальцами, то это должно ударить по престижу Москвы на политической арене. Тут и вспомнили о 1170 годе. И спустя почти 160 лет после злополучного похода Мстислава на Новгород родилась легенда о божественном предопределении исхода той битвы новгородцев с суздальцами. Эта легенда создавалась по указанию новгородского епископа Моисея, державшего в своей епархии курс на независимое положение Новгорода. В легенде, повторившей частично летописные сведения, появились небольшие «уточнения»: когда войско суздальцев подошло к городу, то новгородскому архиепископу Ивану-Илье «был глас», велящий вынести из церкви икону богородицы и выставить ее против нападающих. И еще: когда Суздальцы пошли на штурм острога, икона повернулась к городу и заплакала. Иван-Илья тут же пояснил новгородцам, что таким образом богородица молится за Новгород. А слезы ее - знамение, знак. Так в сер. XIV в. в Новгороде возник культ иконы «Знамение богоматери». Икона была объявлена главной новгородской святыней, и для хранения ее в 1355 г. была построена первая на Руси церковь в честь «Знамения» (или Знаменская). Понятно, что культ этой иконы не поддерживался ни в Москве, ни в Суздале, - до тех пор, пока в 1477 г. Московский великий князь Иван III не совершил поход на Новгород. Результатом этого похода была ликвидация новгородской независимости. В последующие годы Иван III планомерно расселял новгородцев по разным городам Русского государства. Некоторые семьи попали в Суздаль. Анания Федоров со слов весьма почтенных граждан этого города называет фамилии переселенных: Нагибины, Жинкины, Вихревы, Шерышевы и др. Вместе с переселенными новгородцами в Суздаль пришел и культ иконы «Знамение». Только этот культ подвергся некоторой «переработке» в пользу проводимой Иваном III политики образования единого Русского государства. Дело в том, что новгородское «Знамение» праздновалось в сочетании с поминанием великомученика Якова Перса - в один и тот же день 27 ноября. Поэтому в Новгороде в Знаменской церкви был второй алтарь - в честь святого Якова Перса. Был там еще и третий, посвященный святому Афанасию. Эта традиция сохранилась и после того, как икона «Знамение» пошла в Москву и другие города Русской земли в XV в. Но только Яков Перс был заменен Яковом Алфеевым, день поминания которого 9 октября, ведь именно 9 октября 1477 г. Иван III выступил с войском из Москвы в поход на Новгород, разбил в битве на реке Шелони новгородское ополчение и окончательно присоединил Новгород к Московскому государству. Теперь икона «Знамение» становилась как бы «второстепенным лицом». На первое место вышел Яков Алфеев со своим 9 октября как символ торжества политики, проводимой великим князем Московским и всея Руси. Этот символ следовало чтить, - и в русских городах по разному откликнулись на переориентацию святынь. В Суздале «схитрили»: Знаменскую церковь поставили в Ризположенском монастыре, женском. Поставили без алтарей, посвященных хотя и святым Якову и Афанасию, но все же мужчинам. Кроме всего прочего, эта церковь была бесприходной, так что до горожан смысл почитания «Знамения» вкупе с датой начала похода Ивана III не доходил. А чтобы соблюсти церковный этикет и никого не обидеть, в кремле, на нынешней улице Лебедева построили церковь в честь святого Афанасия (день поминовения его тоже 9 октября). В церкви сделали придел в честь «Знамения», а Якова Алфеева как бы «забыли».
Афанасьевская церковь (1719 г.) с шатровой колокольней, в кремле вблизи пожарной каланчи. Старое фото нач. XX в.
Церковь всех святых (Всехсвятская)
Церковь всех святых (Всехсвятская) с колокольней на Втором (Знаменском) городском кладбище была построена в 1794 г. В 1928 г. продана на слом, тогда же разобрана.
Всехсвятская церковь
Часовня Равноапостольного князя Владимира
У Знаменского кладбища в 2001 г. была построена Свято-Владимирская часовня вместо снесённой в Всехсвятской церкви, хотя и не точно на месте последней.
Свято-Владимирская часовня
Часовня отчасти стилизована под древние храмы: маленькие узкие окошки без наличников, мелкие закомары. Покрыта четырёхскатной кровлей и увенчана небольшой вытянутой луковичной главкой на высоком тонком барабане.
Богородицкая церковь в Сельце Часовня Рождества Пресвятой Богородицы
Адрес: пер. Красноармейский. Часовня-столп построена в память о разрушенной в 1944 г. Богородицкой церкви, стоявшей на этом месте. Освящена 13 марта 2009 гг. архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием (Смирновым). Организатор строительства - Б.Н. Серегин. Архитектор - А.Н. Трофимов.
Церковь Димитрия Солунского (Димитриевская)
Димитриевская церковь (церковь Димитрия Солунского) была построена в 1773 г., колокольня в 1812 г. Была разобрана для строительства городской бани в 1936 - 1937 гг., резной иконостас пошел на табуретки и столы красноармейцам. В настоящее время на месте Дмитриевской церкви установлена деревянная Преображенская церковь музея деревянного зодчества.
Дмитриевская церковь (1773 г.) с колокольней (1812 г.)
Церковь Иоанна Богослова при церкви Ильи Пророка (Ильинский храм) и колокольня Ильинского храма - разрушены в 1937 г. В настоящее время колокольня Ильинской церкви восстановлена.
Церковь Иоанна Златоуста
Суздаль. Златоустовская церковь. Нач. XX в. Пост. в 1967 г. от Соболева С.А.
Церковь Иоанна Златоуста, 1727 г. с колокольней 1799 г. В 1939 г. разобрана колокольня, церковь разобрана к кон. 1950-х гг.
Златоустовская церковь в Суздале
Некоторые жители Суздаля еще помнят, что в районе нынешней поликлиники, неподалеку от тамошнего пруда, стояла большая двухэтажная с высокой колокольней церковь. Теперь здесь прогулочный дворик детского сада. И нет никаких видимых следов строения. Это была Златоустовская церковь, построенная в XVIII в. В «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии» сказано, что ранее она находилась близ Торговых рядов, рядом с Воскресенской, и была деревянной. По распоряжению митрополита Илариона она была переведена на Ополье и тут, в 1729 г., прихожане построили каменную церковь Святого Иоанна Златоуста с приделом Григория Богослова. Храм был летним (холодным). Зимнюю теплую церковь, также каменную, прихожане поставили в 1733 г. в честь Введения Богоматери во храм. Постройка просуществовала до 1799 г. и была разобрана. Вместо нее был сделан второй этаж над летней Златоустовской. «В этом виде, - говорится в «Описании...» - церковь существует до настоящего времени». Это было написано в 1896 г., через сто лет после окончательного формирования облика Златоустовского храма. По сведениям Н.Н. Антонова, коренного суздальца, колокола с колокольни Златоустовской церкви были сброшены в 1939 г., сама колокольня порушена. «В 1958 году, - рассказывает жительница Суздаля А.И. Лужнова, - стояли еще стены, правда, уже без перекрытия, церковь была бесхозной, в годы войны ее занимало военное училище - в ней жили курсанты». В 1959 г. Златоустовская церковь была снесена. Закрытие храмов сопровождалось насилием и издевательствами в отношении служителей церкви. Подавляющее большинство их в Суздале испило горькую чашу репрессий.
Церковь Варвары Великомученницы (Варваринская)
Церковь Варвары Великомученницы (Варваринская церковь) была построена в 1737 г. В 1937 г. сброшены купола, постепенно разобрана до нач. 1950-х гг.
Церковь Похвалы Богородицы (Похвалынская)
Церковь Похвалы Богородицы (Похвалынская) была построена в 1725 г., колокольня в ХІХ в. В 1937 г. сброшены купола, постепенно разобрана до нач. 1950-х гг. Двери и каменные плиты пола были взяты в здание райкома ВКП(б).
Похвалынская церковь с колокольней и Варваринская церковь (XVIII в.)
Похвалынская и Варваринская церкви располагались по левую сторону дороги из Ризоположенского в Покровский монастырь, перед мостом. В настоящее время на данном месте установлена часовня. Улица возле которой стояли храмы раньше называлась Похвалынской, теперь это улица Крупской. В описи Суздаля 1617 г. сказано: «На Варваринской стороне церковь приходная святая мученицы Варвары деревяна клецки да с трапезою Зосимы да Савватия Соловецких чудотворцев строение приходских людей. У церкви во дворе поп Василий Алексеев».
Деревянная церковь Святой Варвары простояла до 1737 г. В ней долгое время, до принятия монашеского пострига, служил священником будущий суздальский архиепископ Иоаким. По его благословлению при церкви был построен холодный каменный храм в честь похвалы Пресвятой Богородицы. За ветхостью деревянная Варваринская церковь была разобрана. К Похвалынской церкви пристроили новую каменную с престолами святой мученицы Варвары и преподобных Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев. Колокольня и ограда построены одновременно с холодной Похвалынской церковью на средства того же архиепископа Иоакима. В церкви находилась икона великомученицы Варвары с частицей мощей святой. При церкви было 910 сажен земли, годовой доход составлял более 700 рублей. За приходом было закреплено 33 двора и 220 душ: мужских - 101, женских - 119.
Часовня на месте Похвалынской и Варваринской церквей
Церковь Спаса Нерукотворного
Церковь Спаса Нерукотворного была построена в 1734 г. Снесена в 1930-е гг. вместе с оградой и воротами сохранившегося Предтеченского храма. Никольский придел при сохранившейся Иоанно-Предтеченской церкви (Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи) - разрушен.
Колокольня и придел Сергия и Никона Радонежских Успенской церкви
олокольня и придел Сергия и Никона Радонежских сохранившейся Успенской церкви - разрушены.
Шатровая колокольня и придел Сергия и Никона Радонежских (XVII-XVIII вв.) сохранившейся Успенской церкви
Колокольня Успенской церкви была снесена в 1923 г. Поставленная в сер. XVII в. на месте деревянной «на княжем дворе» и в последствии перестроенная, по выражению Н.Н. Воронина, это был «один из скромных, но изящных памятников Суздаля». В настоящее время колокольня Успенской церкви восстановлена.
Святые ворота, колокольня и ограда Входоиерусалимского храма
Шатровая колокольня Входо-Иерусалимской церкви Святые ворота, колокольня и ограда Входоиерусалимского храма
К сожалению, в Суздале не сохранилось ни одной ограды приходских церквей. А они имели не только функциональное, но и архитектурно-художественное значение. На этом фото мы видим каменную ограду со Святыми воротами Пятницкой и Входоиерусалимской церквей. Это строение завершалось «бочковым» покрытием, имевшим живописное панно «Вход в Иерусалим». Поодаль, за воротами, стояла колокольня с изящным вогнутым каменным шатром. Это творение суздальских зодчих, обрушенное в конце 30-х гг. XX в., принял обрывистый берег реки Каменки. Тогда же погибли ограда и уникальные ворота.
Колокольня Ильинской церкви
Колокольня Ильинской церкви в Суздале
Посмотрите на фото нач. XX в. Ильинской церкви (1744 г.), расположенной на правом берегу реки Каменки. Церковь имеет колокольню, абсиду; у холодной Ильинской церкви была теплая каменная церковь с престолом Иоанна Богослова, построенная в 1771 г. Уже несколько десятилетий нет ни теплой церкви Иоанна Богослова, ни колокольни. Сама Ильинская церковь, чудом сохранившаяся, не имела притвора и абсиды. Церковь восстановлена, колокольня заново выстроена.
Часовня «Божий дом»
Часовня на Убогих горах. Фото: С.А. Соболев.
Была в прошлом на Убогих горах часовня, в которой в определенные дни зажигали то ли свечи, то ли фонари. Огонь тот распознавался аж от Торговых рядов. Старожилы города вспоминали следующее предание. Когда-то ночью, в сильную метель, в районе Убогих гор одинокий путник сбился с дороги, которая проходила в старину по тем местам. Его лошади остановились, продолжать двигаться было опасно. Но вдруг, через какое-то время, со стороны Тихвинской церкви залаяли собаки - так пришло спасение. Увидев днем, куда он забрел прошедшей ночью, путник понял - дальнейшее движение могло закончиться катастрофой. Им был дан обет в честь чудесного спасения построить на горах часовню. Ю.И. Огурцов
Святые ворота Владимирской заставы
Святые ворота Владимирской заставы. Старое фото нач. XX в.
В настоящее время на Владимирской заставе сохранились лишь два обелиска, обрамлявших ранее Святые ворота.